10 слов для детей бланк ответов

Методика заучивание 10 слов одна из наиболее часто применяющихся методик предложена а.р. лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности

Методика
«Заучивание 10 слов»

Одна
из наиболее часто применяющихся методик
предложена А.Р. Лурия, используется для
оценки состояния памяти, утомляемости,
активности внимания.

Никакого
специального оборудования не требуется.
Однако в большей мере, чем при использовании
остальных методик, необходима тишина:
при наличии каких-либо разговоров в
комнате опыт проводить нецелесообразно.
Перед началом опыта экспериментатор
должен записать в одну строчку ряд
коротких (односложных и двусложных)
слов. Слова нужно подобрать простые,
разнообразные и не имеющие между собой
никакой связи. Обычно каждый экспериментатор
пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако
необходимо использовать несколько
наборов, чтобы дети не могли их друг от
друга услышать. В данном эксперименте
очень важна большая точность произнесения
и неизменность инструкции.

Инструкция
состоит из нескольких этапов.

Первое
объяснение
:
«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо
внимательно. Когда кончу читать, сразу
же повтори столько, сколько запомнишь.
Повторять можно в любом порядке, порядок
роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор
читает слова медленно, четко. Когда
испытуемый повторяет слова, экспериментатор
ставит в своем протоколе крестики под
этими словами. Затем экспериментатор
продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол
эксперимента

Количество
повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

Огонь

1

2

3

4

5

Спустя
час

Второе
объяснение
:
«Сейчас я снова прочту те же самые слова,
и ты опять должен(на) повторить их – и
те, которые уже назвал(а), и те, которые
в первый раз пропустил (а), – все вместе,
в любом порядке».

Экспериментатор
снова ставит крестики под словами,
которые воспроизвел испытуемый.

Затем
опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже
без каких-либо инструкций. Экспериментатор
просто говорит: «Еще раз».

Если
испытуемый называет какие-либо лишние
слова, экспериментатор обязательно
записывает их рядом с крестиками, а если
слова эти повторяются, ставит крестики
и под ними.

В
случае если ребенок пытается вставлять
в процессе опыта какие-либо реплики,
экспериментатор его останавливает.
Никаких разговоров во время этого опыта
допускать нельзя.

После
пятикратного повторения слов
экспериментатор переходит к другим
экспериментам, а в конце исследования,
т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит
воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы
не ошибиться, эти повторения лучше
отмечать не крестиками, а кружочками.

По
этому протоколу может быть составлена
«кривая запоминания». Для этого по
горизонтальной оси откладываются номера
повторения, а по вертикальной – число
правильно воспроизведенных слов.

По
форме кривой можно делать некоторые
выводы относительно особенностей
запоминания. Установлено, что у здоровых
детей школьного возраста «кривая
запоминания» носит примерно такой
характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д.,
т.е. к третьему повторению испытуемый
воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих
повторениях (всего не меньше пяти раз)
количество воспроизводимых слов 9-10.
Приведенный протокол говорит о том, что
умственно отсталые дети воспроизводят
сравнительно меньшее количество слов.
Кроме того, в этом протоколе отмечено,
что испытуемый воспроизвел одно лишнее
слово — огонь, в дальнейшем при повторении
он «застрял» на этой ошибке. Такие
повторяющиеся «лишние» слова, по
наблюдениям отдельных психологов,
встречаются при исследовании больных
детей, страдающих текущими органическими
заболеваниями мозга. Особенно много
таких «лишних» слов продуцируют дети
в состоянии расторможенности.

«Кривая
запоминания» может указывать и на
ослабление активного внимания, и на
выраженную утомляемость. Так, например,
иногда ребенок ко второму разу
воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих
пробах припоминает все меньшее и меньшее
количество слов. В жизни такой ученик
обычно страдает забывчивостью и
рассеянностью. В основе такой забывчивости
лежит преходящая астения, истощаемость
внимания. Кривая в таких случаях не
обязательно резко падает вниз, иногда
она принимает зигзагообразный характер,
свидетельствующий о неустойчивости
внимания, о его колебаниях.

В
отдельных, сравнительно редких случаях
дети воспроизводят от раза к разу
одинаковое количество одних и тех же
слов, т.е. кривая имеет форму «плато».
Такая стабилизация свидетельствует об
эмоциональной вялости, отсутствии
заинтересованности в том, чтобы запомнить
побольше. Кривая типа низко расположенного
«плато» наблюдается при слабоумии с
апатией (при паралитических синдромах).

Диагностика смысловой
памяти

10 пар слов учитель
медленно зачитывает, между словами
имеется смысловая связь. Затем через
небольшой интервал времени читает лишь
первое слово из каждой пары, ученики
должны в это время припоминать второе
слово из каждой пары. Затем просим детей
записать все слова парами на листке
бумаги

Рекомендуемый набор
пар слов:

Шум — вода
дуб – желудь

Стол – обед
дичь – выстрел

Мост – река
рой – пчела

Рубль – копейка
час – время

Лес – медведь
гвоздь — доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

подсчитывается число правильно
воспроизведенных пар. Если правильно
воспроизведено 6 пар из 10, то можно
считать, что смысловая память развита
вполне удовлетворительно.

Лес

Гвоздь

Час

Рубль

Шум

Стол

Рой

Дичь

Мост

Дуб

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

Данная диагностическая методика (автор  А. Р. Лурия) подойдет для исследования памяти детей, начиная с пяти лет.

Какие же особенности психического развития, состояния памяти у ребенка можно выявить благодаря методике «Десять слов»?

Соответствие или же несоответствие состояния памяти возрастной норме: состояние кратковременной памяти и объем долговременной.

 Возможные отклонения в психическом статусе: неустойчивость внимания, повышенная утомляемость.

Выявление особенностей, которые могут свидетельствовать об органических поражениях мозга.

Порядок проведения диагностической методики «10 слов»

Никакого специального оборудования для проведения этой диагностики не понадобится. Необходимо только заранее приготовить список из десяти слов и бланк для фиксации результатов (протокол исследования).

Естественно, исследование проводится в тишине, без отвлекающих факторов. диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

В список слов входят 10 односложных и двусложных простых слов, не связанных между собой по смыслу. Например, стул, небо, кот, дочь, окно, конь, лес, день, дом, нос.

Взрослый (психолог) предлагает ребенку прослушать внимательно слова и назвать те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 3-5 раз. В зависимости от того, как быстро ребенок сможет назвать все слова (если получится). Причем, взрослый уточняет: «Сейчас я еще раз прочту все слова, а ты снова назовешь те, что запомнил. И те, которые называл прошлый раз, и те, которые еще запомнил».

Оценка результатов проводимого исследования

Для удобства и правильности оценки результата проводимой диагностики все слова нумеруются. В протокол вносятся номера названных слов, подсчитывается их количество на каждом этапе проводимого исследования.

В норме количество запоминаемых слов увеличивается с каждым этапом, пока не дойдет до полного списка в 10 слов. Но, надо сказать, что окончательное количество слов, которые запомнил ребенок, может составить  и 9, и 8 слов, что так же будет результатом, не выходящим за рамки нормы.

Если необходимо узнать об объеме долговременной памяти, то ребенка можно попросить воспроизвести слова, которые он запомнил, через час.

диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

Наиболее наглядно результаты исследования памяти по методике «10 слов» можно будет увидеть, если построить графики.

По горизонтали отмечаем номер этапа исследования.

По вертикали – число названных ребенком слов.

При нормальной памяти «кривая» на составленном графике будет выглядеть так.

диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

При наличии неустойчивости внимания, кривая, отражающая результаты исследования, может иметь зигзагообразный вид.

диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

Если кривая будет иметь следующий вид: после небольшого подъема   образуется прямая линия, то есть количество воспроизводимых слов не меняется, при этом может наблюдаться повторение одних и тех же слов или называние  совсем других – можно отметить возможное наличие  органических поражений мозга.

диагностика памяти методика 10 слов, методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

При высокой утомляемости, астении, кривая на графике может сначала резко подняться вверх. Но, так как при каждой последующей попытке (третьей, четвертой) количество называемых слов будет уменьшаться, кривая может «поползти» вниз.

методика 10 слов, диагностика памяти, диагностика памяти ребенка

ВАЖНО:

Какие бы данные не были получены в результате исследования памяти ребенка по диагностической методике «Десять слов», необходимо помнить, что никогда не стоит делать поспешных выводов. Чем больше разнообразных методик будет использовано при исследовании того или иного качества, особенности психики ребенка, тем объективнее будет конечный результат.

Рекомендую также интересные онлайн тесты для заботливых и неравнодушных родителей:

КАК ОЦЕНИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ? (онлайн тест для родителей) 

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ХОРОШИЙ ЛИ Я ВОСПИТАТЕЛЬ»

ОНЛАЙН ТЕСТ «Сильный ли у вас характер»

А для проведения исследования  ребенка следующие диагностические методики:

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА. Методика «Самое непохожее»

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА (методика «Лесенка»)

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА. Методика «Пирамидка»

От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень.

Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов.

 Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия».

Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.

В чем заключается методика:

Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

Восприимчивости ребенка;

Его утомляемости;

Запоминания ребенком текстов;

Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.

Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов. Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.

В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом.

роведение тестирования Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные. Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице.

После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке». Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе.

После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице. После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

 По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками. Составление таблицы и построение графика кривой запоминания На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания.

По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний. Таблица с примерным перечнем слов для тестирования. После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

 Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.

 Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц. Построение кривой запоминания Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у здоровых детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и концу пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова. Дети с проблемами памяти.

Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования

Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле: S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5

Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.

Болезни детей, о которых свидетельствует кривая

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание.

Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.

Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью. Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания. График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу. Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.

Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.

Методика «10 слов Лурия», это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния.

Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.

Вместо заключения

 В настоящее время с помощью этой методики в школах учителя проверяют динамику запоминания и усвоения информации предложенной на уроке всем классом. Корректируют учебные программы, методику преподавания, акцентирования внимания на отдельных деталях учащимися, что в конечном итоге приводит к наилучшему усвоению, запоминаю, анализу, пройденного материала в рамках образовательного процесса.

 Основные принципы методики Александра Романовича Лурия применимы не только для детей, но и для взрослых людей, отличие лишь в принципе постановки вопроса экспериментатора перед испытуемым, и вариации количества правильных ответов по десятибалльной шкале.



Главная » Сканворды для детей » Страница 1


Сайт «Детские радости» предлагает разгадать детские кроссворды с картинками с возможностью проверки на ошибки. Скандинавские кроссворды можно также распечатать (найдёте ссылку «Версия для печати» в открывшемся окне с кроссвордом).
Выберите сканворд, кликните по нему мышкой. Откроется окно, вверху которого нужно нажать на кнопку «Виртуальная клавиатура». Далее начинайте разгадывать сканворд, кликните по клетке в которую хотите вписать букву, появиться виртуальная клавиатура, на которой выберите нужную букву.

Желаем удачи!

Страницы: 1 2 3

Поделиться с друзьями

Страницы: 1 2 3

Как играть: посмотрите информационное видео

Анализируется состояние памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания.

Ход выполнения задания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи. и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «_» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 — № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике).

С.Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в несколько этапов. Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором.

По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.

Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на графике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Ход выполнения задания.

Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии — 5 минут. В первой серии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать например, две буквы, а одну обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта испытуемый выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

Обработка результатов.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности paботы но минутам для каждой серии (рис. I).

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у испытуемого. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы испытуемого в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого при выполнении задания.

Методика «Простые аналогии»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход выполнения задания: Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.

l. БежатьКричать

стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

2. ПаровозКонь

вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

3. НогаРука

Сапог калоши, кулак, перчатки, палец, кисть

4.ПтицаЧеловек

гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

5. ШколаБольница

обучение доктор, ученик, учрежление, лечение, больной

6. ЖелезоДерево

кузнец пень, пила, столяр, кора, ветка

7. ТеатрБиблиотека

Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, сторож

8. ПароходПоезд

пристань рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы

9. МалинаКастрюля

ягода плита, суп, ложка, посуда, повар

10. НожСтол

сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

11. ДомЛестница

этажи жители, ступеньки, каменный, большой, подъем

Анализ результатов. O высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем — 6-7 ответов, 0 достаточном — 4-5, 0 низком — меньше чем 5. Анализируется также характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

Анализируется состояние памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания.

Ход выполнения задания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи. и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «_» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 — № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике).

С.Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в несколько этапов. Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором.

По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.

Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на графике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона)

Ход выполнения задания.

Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии — 5 минут. В первой серии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать например, две буквы, а одну обводить кружком. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта испытуемый выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.

Обработка результатов.

В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв, количество зачеркнутых букв и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. На основании полученных количественных данных можно построить графики динамики продуктивности paботы но минутам для каждой серии (рис. I).

Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количеством просмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у испытуемого. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работы испытуемого в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление испытуемого при выполнении задания.

Методика «Простые аналогии»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход выполнения задания: Ученик изучает пару слов размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если учение не может понять, как это делается, одну пару можно разобрать вместе с ним.

l. БежатьКричать

стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

2. ПаровозКонь

вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

3. НогаРука

Сапог калоши, кулак, перчатки, палец, кисть

4.ПтицаЧеловек

гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

5. ШколаБольница

обучение доктор, ученик, учрежление, лечение, больной

6. ЖелезоДерево

кузнец пень, пила, столяр, кора, ветка

7. ТеатрБиблиотека

Зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, сторож

8. ПароходПоезд

пристань рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы

9. МалинаКастрюля

ягода плита, суп, ложка, посуда, повар

10. НожСтол

сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

11. ДомЛестница

этажи жители, ступеньки, каменный, большой, подъем

Анализ результатов. O высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов, о хорошем — 6-7 ответов, 0 достаточном — 4-5, 0 низком — меньше чем 5. Анализируется также характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.




Adblock
detector