Адаптация пятиклассников бланк

Cлайд 1 пятиклассники обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей. серьзные несерьзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребнка. для хорошего

Cлайд 1

ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». ...

ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка. Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребёнка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребёнка хоть что-нибудь из этого списка? проводит семинар педагог-психолог Поторочина Эльмира Василевна

Cлайд 2

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,...

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Cлайд 3

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новы...

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

Cлайд 4

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самос...

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

Cлайд 5

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной...

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!

Cлайд 6

Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия теперь проходят в...

Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.

Cлайд 7

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занима...

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .

Cлайд 8

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь...

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала: Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Cлайд 9

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические...

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические изменения. Неуверенность в себе. Отсутствие способностей. Личные проблемы. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Отсутствие интереса.

Cлайд 10

Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или ...

Родители могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Cлайд 11

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых...

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Cлайд 12

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Отправляясь с детьми в путешествие или просто добирая...

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Cлайд 13

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путе...

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Cлайд 14

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хо...

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

Cлайд 15

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует не...

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ… А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

Cлайд 16

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Если вас что-то беспокоит в п...

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребёнку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Cлайд 17

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников В первое время можно помочь с...

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников В первое время можно помочь своему ребёнку в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учёбе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий на продлёнке.

Cлайд 18

Зона Ближайшего Развития Вашего ребёнка

Зона Ближайшего Развития Вашего ребёнка

Cлайд 19

Необходимо знать о том, что… Подростковый возраст является кризисным, остропр...

Необходимо знать о том, что… Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости. Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так, как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

Cлайд 20

Негативные показатели подросткового возраста: дисгармоничность в строении лич...

Негативные показатели подросткового возраста: дисгармоничность в строении личности свёртывание прежде установившейся системы интересов протестующий характер поведения по отношению к взрослым

Cлайд 21

Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность...

Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям

Cлайд 22

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки...

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят: — к депрессиям; — к агрессии; — к суицидам.

Cлайд 23

Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно ...

Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным: крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности снижение настроения, тревожность легко возникающие страхи

Cлайд 24

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка: не понимают чувств и ...

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка: не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают своё поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Cлайд 25

Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка: легко теряют контроль над собо...

Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка: легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Cлайд 26

Физические симптомы неблагополучия ребёнка: страдают головными болями, мускул...

Физические симптомы неблагополучия ребёнка: страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Cлайд 27

Аутоагрессия — это направление агрессии на самого себя. Но аутоагрессия — это...

Аутоагрессия — это направление агрессии на самого себя. Но аутоагрессия — это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки, да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение.

Cлайд 28

«Кувшин чувств»

«Кувшин чувств»

Cлайд 29

Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они связаны с ...

Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребёнок, тем в большей степени он внедрён в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей. Завершенное самоубийство — сознательное лишение себя жизни.

Cлайд 30

Угроза самоубийства — высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожени...

Угроза самоубийства — высказывание, которое раскрывает желание самоуничтожения. Даже если это сказано в шутливом тоне или с целью привлечь внимание, к этому следует отнестись серьёзно. Обычно подростки именно в разговоре высказывают свои мысли о самоубийстве. Суицидальные действия — саморазрушительный поступок, который, однако, не мог стать причиной смерти.

Cлайд 31

Попытка самоубийства — серьёзная попытка самоуничтожения, которая могла приве...

Попытка самоубийства — серьёзная попытка самоуничтожения, которая могла привести к смерти. Жертва убийства как форма самоубийства — подсознательный выбор роли жертвы при нежелании брать на себя ответственность за свою смерть.

Cлайд 32

Аутоагрессивное действие производится подростком для того, чтобы изменить неп...

Аутоагрессивное действие производится подростком для того, чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу.

Cлайд 33

В подростковом возрасте не существует границы между демонстративным и истинны...

В подростковом возрасте не существует границы между демонстративным и истинным суицидом!

Cлайд 34

Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершённ...

Если в школе была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершённая, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.

Cлайд 35

Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как: по...

Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как: позитивное отношение взрослого к ребёнку принятие ребёнком норм наказывающего взрослого использование умеренных доз наказания понятность признание справедливости наказания ребёнком

Cлайд 36

Тенденции нравственного развития: В сообществах, где родители отзывчивы на по...

Тенденции нравственного развития: В сообществах, где родители отзывчивы на потребности ребёнка, ласковы, не строги, отмечается низкий уровень преступности. Воровство наиболее распространено в сообществах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности используются преимущественно наказание и строгость. Воровство и преступления против личности весьма распространены там, где воспитанием детей традиционно занимаются матери, где отсутствует возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцом. Преступления против личности, в том числе насилие, клевета, наиболее часто встречаются в сообществах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.

Cлайд 37

Важно помнить, что Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родит...

Важно помнить, что Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим. Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Cлайд 38

Наличие полноценных контактов ребёнка с родителями, активная и тактичная забо...

Наличие полноценных контактов ребёнка с родителями, активная и тактичная забота о малыше, чувство безопасности способствуют развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру и повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.

Cлайд 39

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем ...

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда. Слова порой запутаны Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если всё мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям и словам Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет.

Cлайд 40

Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Активно работай на уроке: ...

Как готовить домашние задания Памятка для учащихся Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй знание незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчёты с помощью электронных таблиц и т.п. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приёмов, средств) это можно сделать.

Cлайд 41

Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников Воодушевите ребёнка на р...

Конкретные рекомендации для родителей пятиклассников Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

Cлайд 42

Адаптация пятиклассников бланк

Cлайд 43

Литература: Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!). Уильям Ф. Н...

Литература: Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!). Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18. Рэй Бредбери Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8. Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…

Адаптация пятиклассников
Рекомендации для родителей пятиклассников

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Таким образом, в переходный период  важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

  • интеллектуальное развитие;
  • учебная мотивация;
  • поведенческая саморегуляция;
  • система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
  • эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

     Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
  • новые требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В то же время, переход из начальной школы в среднюю, связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  • Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
  • Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.
 
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

 В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
      В этот  период  важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

      При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
      Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
     Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
       Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
    Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
       Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

    Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

СПРАВКА

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5-м классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники и связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать наиболее тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно неумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

После проведенного обследования пятиклассников на предмет адаптации выявилось, что приблизительно одинаковое количество детей в каждом классе – 5-7 чел. достаточно непросто переносят переход в среднюю школу.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1. Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы за собственное мнение.

2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Трудности могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»; иногда классов.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают.

Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Для профилактики дезадаптации пятиклассников в сентябре 2010 г. было проведено первичное комплексное обследование учащихся 5-го «А» класса:


  1. Жизненные ценности.

  2. Мотив (причина), важность посещения школы.

  3. Отношение к различным предметам и педагогам.

  4. Страхи, испытываемые учащимися и т.д.

Результаты обсуждены с кл. рук. и учителями предметниками.

Самые ярко выраженные страхи, испытываемые пятиклассниками:


  1. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Высказывания детей:

Когда я иду в школу я злюсь и боюсь

у меня начинает болеть голова

мне кажется, что я все позабыла что учила

очень волнуюсь

на душе становится плохо

в животе неприятно


  1. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Высказывания детей:

Когда я отвечаю у доски я очень сильно волнуюсь

я пугаюсь и все забываю

я теряюсь

меня бросает в дрожь

у меня ноги подкашиваются

сильно нервничаю


  1. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Высказывания детей:

Когда учитель задает вопрос я думаю, но не отвечаю, потому, что

могу ответить неправильно

я тут же забываю ответ

я очень волнуюсь

я боюсь отвечать

я боюсь поднять руку


  1. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Высказывания детей:

Когда я вижу учителя я мысленно уменьшаюсь

меня берет дрожь

на меня нападает страх

вспоминаю прошлого учителя

хочется спрятаться

Рекомендации психолога:

Классным руководителям:

Первые полгода большую часть времени уделить проблемам самостоятельно планировать время, отводимое на домашнее задания, правильно его распределять, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Оказание помощи детям и их родителям в учебной организации: планирование времени, подготовка домашних заданий, распределение сил между предметами, освоение новых форм учебных заданий.

Родителям:

Необходимо воодушевлять ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивать свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»

Каждую неделю выбирать время свободное от домашних дел, и внимательно беседовать с ребенком о школе. Обязательно спрашивать ребенка о его одноклассниках, делах в классе; школьных предметах, педагогах.

Администрации:

Предлагается система работы педагогов и психологов на этапе перехода детей из начального в среднее звено.

Цель работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена на интересы ребенка, и лишь затем – на задачи учебного процесса. Главное в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

В работе выделяются два этапа.

I этап – формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации – охватывает II полугодие выпускного класса. (4 класс)

II этап – создание условий для успешной социально-педагогической адаптации к новой социальной ситуации. – I полугодие пятого класса.

.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Подобный материал:

  • Трудности адаптации пятиклассников к школе. Штурмуйте, 53.88kb.
  • Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы», 330.62kb.
  • Программа занятий по адаптации пятиклассников, 61.5kb.
  • План работы Школы «Будущих пятиклассников лицея», 53.14kb.
  • Адаптация пятиклассников, 37.21kb.
  • Адаптация пятиклассников. Рекомендации родителям, 67.21kb.
  • Рекомендации родителям пятиклассников Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в среднем, 69.52kb.
  • Справка, 209.23kb.
  • По дисциплине «Социально-психологическая адаптация», 118.23kb.
  • Курсовая работа Адаптация иммигрантов-мусульман в условиях современной России: проблемы, 166.14kb.

СПРАВКА

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В 5-м классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники и связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать наиболее тревожными, робкими, или, напротив, «развязными», чрезмерно неумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

После проведенного обследования пятиклассников на предмет адаптации выявилось, что приблизительно одинаковое количество детей в каждом классе – 5-7 чел. достаточно непросто переносят переход в среднюю школу.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1. Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы за собственное мнение.

2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Трудности могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»; иногда классов.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают.

Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Для профилактики дезадаптации пятиклассников в сентябре 2010 г. было проведено первичное комплексное обследование учащихся 5-го «А» класса:

  1. Жизненные ценности.
  2. Мотив (причина), важность посещения школы.
  3. Отношение к различным предметам и педагогам.
  4. Страхи, испытываемые учащимися и т.д.

Результаты обсуждены с кл. рук. и учителями предметниками.

Самые ярко выраженные страхи, испытываемые пятиклассниками:

  1. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Высказывания детей:

Когда я иду в школу я злюсь и боюсь

у меня начинает болеть голова

мне кажется, что я все позабыла что учила

очень волнуюсь

на душе становится плохо

в животе неприятно

  1. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

Высказывания детей:

Когда я отвечаю у доски я очень сильно волнуюсь

я пугаюсь и все забываю

я теряюсь

меня бросает в дрожь

у меня ноги подкашиваются

сильно нервничаю

  1. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Высказывания детей:

Когда учитель задает вопрос я думаю, но не отвечаю, потому, что

могу ответить неправильно

я тут же забываю ответ

я очень волнуюсь

я боюсь отвечать

я боюсь поднять руку

  1. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Высказывания детей:

Когда я вижу учителя я мысленно уменьшаюсь

меня берет дрожь

на меня нападает страх

вспоминаю прошлого учителя

хочется спрятаться

Рекомендации психолога:

Классным руководителям:

Первые полгода большую часть времени уделить проблемам самостоятельно планировать время, отводимое на домашнее задания, правильно его распределять, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

Оказание помощи детям и их родителям в учебной организации: планирование времени, подготовка домашних заданий, распределение сил между предметами, освоение новых форм учебных заданий.

Родителям:

Необходимо воодушевлять ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивать свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»

Каждую неделю выбирать время свободное от домашних дел, и внимательно беседовать с ребенком о школе. Обязательно спрашивать ребенка о его одноклассниках, делах в классе; школьных предметах, педагогах.

Администрации:

Предлагается система работы педагогов и психологов на этапе перехода детей из начального в среднее звено.

Цель работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена на интересы ребенка, и лишь затем – на задачи учебного процесса. Главное в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

В работе выделяются два этапа.

I этап – формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации – охватывает II полугодие выпускного класса. (4 класс)

II этап – создание условий для успешной социально-педагогической адаптации к новой социальной ситуации. – I полугодие пятого класса.

.

адаптация первоклассников

Родители первоклашек могут вам рассказать многое о сложности адаптации своего ребенка. Зато родители пятиклассника зачастую даже и не подозревают, на сколько сложным может быть период привыкания для их чада. А ведь как раз в возрасте 10-11 лет с началом подросткового возраста у ребенка наблюдается острая потребность в помощи родителей. Конечно, ваш малыш уже вполне самостоятелен и некоторые проблемы может решить сам, но социальная адаптация пятиклассников имеет намного больше подводных камней и проблем, чем может показаться.

Адаптация пятиклассников в школе: что происходит с вашим ребенком?

Период привыкания к новому у каждого человека происходит множество раз. Сложность адаптации учащихся 5 класса заключается в том, что в жизни ребенка появляются новые учителя вместо одного классного руководителя, более сложные дисциплины, приходится многое познавать. Если раньше ребенок был самым старшим в младшей школе, то теперь он самый младший в средней. С этим не всегда просто мириться.

Психологическая адаптация 5 класса происходит постепенно и у каждого ребенка это разный период. Появляются новые люди в коллективе, новые учителя и совершенно взрослый распорядок учебного процесса. Все это вызывает дискомфорт и выводит из состояния равновесия. У ребенка возникают чувство тревожности, незащищенности, он насторожен. В психике начинаются некоторые изменения. За счет новых дисциплин формируется теоретическое мышление, отношение к себе самому, появляются собственные взгляды и мнение на те или иные вещи.

Диагностика адаптации пятиклассников

В этот период очень важно постоянно наблюдать за детьми и держать руку на пульсе. Адаптация пятиклассников представляет собой настоящее испытание для родителей и преподавателей. В школе постоянно должен работать психолог. Есть целый ряд способов в виде тестов и опросников для определения состояния ребенка. Задача специалиста выяснить общий уровень тревожности класса, отношения к учебе и межличностные отношения в коллективе. Диагностика адаптации пятиклассников проводится через некоторое время после того, как дети вошли в учебный ритм.

Адаптация в 5 классе прошла успешно, если:

  • ребенок удовлетворен учебным процессом и без уговоров идет на занятия;
  • ученик легко осваивает новую программу;
  • ваше чадо старается самостоятельно выполнить все задания и обращается за помощью тогда, когда это действительно необходимо;
  • вы полностью уверены, что ребенок нормально общается со своими одноклассниками и учителями.

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Адаптация пятиклассников в школе процесс длительный и далеко не всегда простой. Почти наверняка вы столкнетесь с рядом проблем самого разного характера. Анализ адаптации 5 класса показывает, что трудности чаще всего возникают вследствие следующего перечня причин:

  1. Противоречивость требований учителей. Если раньше ребенок имел дело только с несколькими преподавателями и у него был один главный учитель, то теперь ему приходится знакомиться с совершенно иной системой. Задача родителей принимать активное участие и самостоятельно познакомиться с каждым педагогом. Ребенку будет гораздо проще, если вы сможете подсказать, чего от него требует тот или иной учитель. Но такой контроль должен быть ненавязчивым.
  2. На каждом уроке приходится приспосабливаться. У разных педагогов свои методы подачи материала, темп речи и способ конспектирования.
  3. адаптация пятиклассников в школе

  4. Адаптация детей в 5 классе сопровождается новым стилем общения. Если раньше у них был один учитель и к каждому ребенку он могу найти подход, то теперь педагоги относятся ко всем одинаково. Этот процесс обезличивания у некоторых вызывается угнетение, другие напротив радуются такой внезапной свободе.
  5. Трудности адаптации пятиклассников связаны еще и массой новых предметов, большим объемом информации. Основной задачей родителя и педагога является совместная работа в учреждении и дома. Именно таким образом можно выявить возникшие трудности и облегчить адаптацию пятиклассников.

Статьи по теме:

Деловой стиль одежды для школьников

В школах, где единая форма одежды не введена, Министерство образование рекомендует ученикам придерживаться делового стиля одежды. В нашей статье мы расскажем, что подразумевается под деловым стилем и во что одевать школьника.

Как прогулять школу?

Даже в жизни самых успевающих школьников бывают дни, когда идти в школу очень не хочется. Конечно, существует немало способов прогулять школу, но стоят ли они упущенных знаний и пропущенных событий, которыми так насыщена школьная жизнь?

Требования к школьной форме

На сегодняшний день право определять вид школьной формы лежит на руководстве самих школ. Однако, сама форма, ее состав и модели должны четко отвечать требованиям, о которых мы расскажем в нашей статье.

Родительский комитет в школе

Помимо родительских комитетов, существующих в каждом классе, родители создают и общешкольные родительские комитеты, выполняющие более масштабные функции. Подробнее о роли школьного комитета мы расскажем в нашем новом материале.


Adblock
detector