Авиабилет как бланк строгой отчетности

Вопрос: подскажите, пожалуйста, какие бланки строгой отчетности применяются при реализации авиа - и ж/д билетов?ответ: если турфирма реализует авиа или

Авиабилет как бланк строгой отчетности

ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, какие бланки строгой отчетности применяются при реализации авиа — и ж/д билетов?ОТВЕТ: Если Турфирма реализует авиа или ж/д-билеты, оформленные традиционным способом, в виде выписанных билетов, то в этом случае бланки авиа- и железнодорожных билетов являются бланками строгой отчетности. Поэтому при их реализации можно не применять ККТ. Достаточно составить отчет о движении бланков, приложить копии проездных билетов. Если вознаграждение Турфирмы за реализацию билетов не вошло в общую сумму, указанную в билете, то оно оформляется на специальном бланке «квитанции разных сборов» (КРС). Данные квитанции также являются бланками строгой отчетности. Если турфирма самостоятельно устанавливает комиссию (надбавку) к стоимости билета, то оплата данной комиссии оформляется с применением ККТ.
Для электронного билета существуют специальные формы. Так, форма электронного авиабилета утверждена п. 1 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134, а форма электронного железнодорожного билета — п. 1 Приказа Минтранса России от 23.07.2007 N 102. Авиабилет имеет следующую структуру: электронный полетный купон (число купонов может составлять от 1 до 4 — в зависимости от количества рейсов), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут-квитанции является обязательным. Электронные купоны (полетный, контрольный и агентский) должны содержать следующую информацию: наименование и (или) код перевозчика, номер, дату и время отправления рейса, наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса, код класса и статуса бронирования. В маршрут-квитанции, помимо информации, аналогичной той, что отражена в купонах, указываются сведения о пассажире (фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); тариф (если применяется — эквивалент тарифа); итоговая стоимость перевозки; форма оплаты; сборы (если применяются); наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
В соответствии с п. 2 Приказа N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. Если маршрут-квитанция оформлена не на бланке строгой отчетности, то должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный посредством контрольно-кассовой техники, чек.

    Хотели бы вы поехать в тур за зарубежной вакциной ради «пропуска» за границу?

    архив

Авиабилет как бланк строгой отчетности

В настоящее время практически любому бухгалтеру приходится сталкиваться со служебными командировками сотрудников организации: оформлением соответствующих первичных документов и принятием к учету (бухгалтерскому и налоговому) командировочных расходов.

Неотъемлемой частью командировочных расходов является оплата стоимости проезда работника до места командировки и обратно. До недавнего времени, в отличие, например, от оплаты и налогообложения суточных, возмещение стоимости железнодорожных и авиабилетов не вызывало у учетных работников особых затруднений.
Проблемы стали возникать тогда, когда среди авиакомпаний стала распространяться практика оформления электронных билетов. Первыми с ней столкнулись бухгалтеры тех организаций, чьи сотрудники вынуждены были приобретать авиабилеты на внутренние рейсы иностранных авиакомпаний в зарубежных странах.

В России же сначала в 2006 г. был издан Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», а окончательно электронный билет был «узаконен» Федеральным законом от 01.12.2007 N 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации».

Теперь в действующей редакции Воздушного кодекса РФ определено, что авиационный билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки пассажиров. Законом допускается, что авиационный билет, а также багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Содержащаяся в электронном билете информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме и имеет определенную структуру, утвержденную Распоряжением Минтранса России от 29.08.2001 N НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации».

Структура электронного билета включает электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетных купонов может составлять от 1 до 4), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут/квитанцию.
Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.
При этом электронный полетный, электронный контрольный и электронный агентский купоны электронного билета содержат обязательную информацию о перевозке пассажира и багажа, включая дату отправления рейса, наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса.

Маршрут/квитанция электронного билета включает информацию о перевозке пассажира и багажа, в том числе:
— сведения о пассажире (для внутренних перевозок — фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок — фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами);
— дату отправления рейса;
— наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
— итоговую стоимость перевозки;
— сборы (если применяются);
— наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
— норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
— уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция оформляется и выдается обязательно. Приказом Минтранса России предусмотрено два способа оформления маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции:
— на утвержденных в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции;
— в произвольной форме, но дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, составленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

В том случае, если маршрут/квитанция электронного билет выведена на бланк строгой отчетности, то никаких затруднений в работе учетных работников не возникает. Действует отработанная схема работы с обычными авиабилетами. Однако на практике наибольшее распространение получил как раз второй вариант оформления электронных билетов — в произвольной форме, позволяющий авиакомпаниям и билетным агентствам экономить время и деньги при продаже авиационных билетов.

Авиабилет, распечатанный на обычном листе бумаги, хотя и полностью соответствующий действующему российскому законодательству в области авиаперевозок, породил определенную полемику о том, какие же документы должны быть представлены в бухгалтерию вместо традиционного авиабилета, выписанного на бланке строгой отчетности установленной формы, для правомерного включения стоимости перевозки в налоговую базу по налогу на прибыль. Дело в том, что на основании п. 1 ст. 252 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные одними из следующих документов:
— документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;
— документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, носящие производственный характер и включающие в том числе оплату проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Следует отметить, что независимо от способа оформления авиабилета служебная командировка подразумевает подготовку по унифицированным формам целого ряда первичных учетных документов (в частности, приказа о направлении работника в командировку, служебного задания, командировочного удостоверения и т.п.), и в дальнейшем, рассматривая вопрос о подтверждении расходов на авиаперевозку, оформленную в электронном виде, мы исходим из того, что все эти документы составлены в организации в установленном порядке.

Если рассмотреть существующую на данный момент практику обращения организаций за разъяснениями в компетентные органы, то их позицию, сформулированную в различных Письмах, можно обобщить следующим образом: помимо унифицированных форм следует иметь:
— распечатку электронного билета на бумажном носителе;
— посадочный талон с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета);
— чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

Как альтернатива перечисленным документам рассматривается маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете.

Тем не менее указанный перечень не закреплен официальным нормативным документом, равно как пока отсутствует практика судебных споров по оформлению таких расходов, поэтому организациям необходимо самостоятельно продумать и закрепить в своих внутренних документах порядок документального оформления и учета расходов по электронным билетам. Зависеть он будет во многом от того, каким образом приобретаются авиабилеты по служебным командировкам.

Одним из вариантов является приобретение авиабилетов непосредственно подотчетным лицом. В этом случае при подготовке к служебной командировке составляется приблизительная смета предстоящих командировочных расходов, подотчетному лицу выдаются наличные денежные средства, на которые он приобретает билеты, а потом уже работник отчитывается по авансовому отчету.

При такой схеме обеспечения сотрудников авиабилетами, по нашему мнению, в бухгалтерию прежде всего необходимо требовать распечатанную маршрут/квитанцию электронного билета (т.е. распечатку электронного билета на бумажном носителе), а также документ, подтверждающий оплату, — при наличном расчете это будет чек контрольно-кассовой техники.
Причем приложенный документ на оплату должен соответствовать информации, содержащейся в тексте электронного билета. Иначе понесенные расходы не могут быть приняты к учету.

На практике проблема заключается в том, что иногда партнеры (как правило, иностранные) осуществляют помощь в предварительном бронировании авиабилетов, особенно это касается внутренних зарубежных перелетов, в результате чего на распечатке электронного билета может стоять или «безналичная оплата», или ссылка на оплату по «чужой» пластиковой карте либо отметка о принятии наличных денег от «иного юридического лица». Поэтому во избежание спорных ситуаций необходимо проводить четкий инструктаж сотрудников организации и зафиксировать все требования к представляемым отчетным документам во внутреннем распорядительном документе, с которым сотрудников знакомят под роспись.

Что касается бухгалтерских записей, то при таком варианте они не отличаются от традиционных:
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 50 «Касса» —
выданы денежные средства под отчет на командировочные расходы;
Д-т счетов учета затрат/расходов (в зависимости от назначения командировки)
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» —
отражены командировочные расходы на основании утвержденного руководителем авансового отчета.

Другим вариантом обеспечения сотрудников авиабилетами при направлении их в служебные командировки является приобретение билетов организацией через специализированные агентства, с которыми заключены соответствующие договоры, по безналичному расчету.
При такой схеме отсутствуют проблемы, связанные с подтверждением факта оплаты перевозки, — в распоряжении учетного работника имеются платежные поручения, выписки банков, акты сверки взаиморасчетов с агентством по приобретаемым билетам. Кроме того, организация получает в свое распоряжение дополнительные первичные документы (накладные), подтверждающие маршрут и стоимость авиаперевозки.
При всех плюсах данной схемы с электронными билетами возникают проблемы, связанные с отражением операций на счетах бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено, что оплаченные авиабилеты учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы» к счету 50 «Касса». Поэтому традиционная схема учетных записей при приобретении авиабилетов по безналичному расчету выглядит следующим образом:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 50-3 «Денежные документы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
оприходованы в кассу полученные авиабилеты;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 50-3 «Денежные документы» — выданы под отчет авиабилеты.

В случае с электронным билетом возникает вопрос, насколько правомерно учитывать его в составе денежных документов, предполагающих наличие как минимум бланков строгой отчетности, тогда как по электронному билету имеется распечатка маршрут/квитанции в произвольной форме, которую можно произвольно копировать, а иногда и распечатывать по мере необходимости с сайта авиакомпании. Более того, при регистрации на рейсы зачастую командированному сотруднику необходимо знать лишь номер бронирования и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

В связи с этим использование для учета приобретенных электронных билетов субсчета 50-3 «Денежные документы» представляется необоснованным.
С другой стороны, оформив электронный билет, агентство выполнило свои обязательства перед клиентом, поэтому после получения накладной на билет необходимо закрыть задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для этих целей в качестве одного из вариантов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, может использоваться счет 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае рассмотренные выше учетные записи примут вид:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
отражена стоимость выписанных авиабилетов по накладной и маршрут/квитанции;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» —
отнесена на подотчетное лицо стоимость приобретенных авиабилетов по служебной командировке.

При анализе порядка бухгалтерского оформления получения и выдачи электронных билетов может возникнуть вопрос о том, допускается ли стоимость выписанного авиабилета относить сразу непосредственно на подотчетное лицо, иными словами, можно ли в рассматриваемой схеме сделать записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
стоимость выписанного авиабилета отнесена на подотчетное лицо.

Однако, как показывает практика, такая схема имеет определенные неудобства. Дело в том, что зачастую производственные факторы диктуют необходимость изменения маршрутов командировки, переносы сроков, изменение авиарейсов. Все это приводит к необходимости сдачи/переоформления авиабилетов. Причем занимается этим далеко не всегда сотрудник, направляющийся в командировку. В крупных компаниях, как правило, существуют специалисты (отделы), обеспечивающие все взаимоотношения организации по поводу бронирования, выкупа, изменения авиабилетов.

Если же до момента отправления в командировку отнести стоимость авиабилета на подотчетное лицо, то тогда все изменения (сдачу, переоформление билетов) придется оформлять с помощью авансовых отчетов, к которым по своей сути сотрудник не будет иметь непосредственного отношения.

Именно поэтому вариант с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» до окончательного отправления работника в командировку кажется предпочтительнее.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе документального оформления отнесения на подотчетное лицо расходов по приобретенному авиабилету (см. указанную выше запись Д-т сч. 71 К-т сч. 97). Дело в том, что при выдаче из кассы авиабилетов на бланках строгой отчетности традиционно составлялись соответствующие первичные документы, например заполнялся журнал учета движения денежных документов, заверявшиеся подписями кассира и подотчетного лица. Как уже отмечалось, маршрут/квитанция в произвольной форме денежным документом не является, но, по нашему мнению, организации, приобретающей авиабилеты по безналичному расчету, необходимо выработать и закрепить в учетной политике форму документа, в котором под подпись командированного работника будет фиксироваться факт его получения/ознакомления с приобретенным для него авиабилетом. Это, с одной стороны, позволит избежать технических накладок и срывов командировок, когда по факту между отделами может передаваться не распечатка билета, а информация по бронированию в устной форме, а с другой стороны, подпись на документе повышает ответственность работника за представление в бухгалтерию установленного комплекта оправдательных документов.

Независимо от способа приобретения электронных авиабилетов хотелось бы остановиться на том, правомерно ли будет отказать работнику в принятии расходов по электронному авиабилету в том случае, если он не представил в бухгалтерию купон к посадочному талону. Иными словами, правомерно ли требовать с сотрудников обязательного представления посадочных талонов вместе с авансовым отчетом.

Выше мы уже отмечали, что посадочный талон (а на практике обычно после посадки в самолет на руках у пассажира остается отрывной купон к посадочному талону) изначально, по мнению Минфина России, являлся обязательным документом для принятия к налоговому учету стоимости проезда, оформленного электронным билетом.

На самом деле до появления электронных билетов посадочный купон не использовался для подтверждения расходов по проезду — в случаях с авиабилетами, оформленными на бланках строгой отчетности, контролирующие органы не требовали документального подтверждения «посадки пассажира в самолет».

Действительно, имея на руках распечатку маршрут/квитанции и документы, подтверждающие стоимость и оплату авиабилета, сам факт перелета по дате и месту легко подтвердить отметками в загранпаспорте о пересечении Государственной границы РФ, отметками о въезде в иностранное государство (если речь идет о загранкомандировке), счетами из гостиниц, отмеченным командировочным удостоверением и т.п.
Кроме того, непосредственно ст. 252 НК РФ оставила налогоплательщикам право подтверждать понесенные расходы косвенными документами.

Необходимо отметить, что с августа 2008 г. Минфин России в Информационном письме от 26.08.2008 «Об учете расходов на приобретение электронного билета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций», а также в ряде частных разъяснений по запросам организаций, соглашаясь с положениями ст. 252 НК РФ, приводит более гибкую позицию, согласно которой:
«…расходы при приобретении работником электронного авиа/железнодорожного билета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки)».
То есть можно сделать вывод о необязательности посадочного талона при условии наличия надлежаще оформленных упомянутых выше первичных документов. Тем не менее при таком подходе нужно быть готовым отстаивать свою позицию.

С другой стороны, если организация решает занять осторожную позицию и во избежание спорных ситуаций подтверждать расходы по авиаперевозкам с обязательным приложением посадочных талонов, требование о представлении посадочных талонов должно быть прямо прописано в локальных нормативных актах компании, с которыми сотрудники знакомятся под роспись.

Это связано с тем, что Трудовой кодекс РФ в ст. 167 определил, что работнику гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а в ст. 168 Трудового кодекса РФ прямо прописано, что работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, если представление посадочного купона прямо не закреплено локальным нормативным актом организации, отказ от возмещения стоимости перевозки может быть абсолютно правомерно оспорен работником.

Отдельно хочется отметить, что по запросу налоговых органов электронный перевозочный документ передается перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях либо представляется в виде выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Таким образом, при возникновении у налогового органа сомнений в факте осуществления перевозки законом ему предоставлена возможность самостоятельно и независимо от налогоплательщика подтвердить факт перевозки.

Ю.В.Щербинина
К. э. н.,
главный бухгалтер компании

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 10

2010 © Lowcosts.ru — копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

На основании какого первичного документа следует начислять доход по средствам, полученным в качестве благотворительной помощи, в случае если договор не заключался или пожертвование было анонимным? Следует ли начислять доход по невыясненным поступлениям в бюджет?

В случаях, когда жертвователь, даритель хочет остаться неизвестным, для подтверждения источника поступления данного имущества целесообразно составлять акт о принятии анонимного пожертвования на содержание учреждения и ведение его уставной деятельности, подписанный членами комиссии. Форма такТурфирма планирует заниматься деятельностью по продаже населению авиабилетов. Являются ли авиабилеты бланками строгой отчетности, которые можно использовать вместо ККТ?

Да, являются.

Формы перевозочных документов на воздушном транспорте были утверждены в качестве бланков строгой отчетности письмом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 16-00-27-23. Срок их использования был установлен до 1 января 1999 года. Однако решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29 июня 2001 г. N 4/63-2001 срок действия этих форм как бланков строгой отчетности был продлен до 1 июля 2006 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ при расчетах наличными с населением фирмы вместо контрольно-кассовой техники могут использовать бланки строгой отчетности.

При этом можно применять те бланки, которые были утверждены ранее Минфином России, до 1 января 2007 года. Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171*.

М.Т. Глущенко,

аудитор

1 января 2006 г.

«Главбух», Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности», N 1, I квартал 2006 г.

————————————————————————-

* Подробнее о расчетах с населением без ККМ читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в туристической деятельности» N 2, 2005, стр. 75ого акта должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике учреждения, и он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

По мнению автора, анонимная благотворительная помощь или пожертвование не являются невыясненными поступлениями. Поэтому с этих сумм следует начислить доход в соответствии с п. 140 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н следующей проводкой:

Дебет счета 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 401 01 180 «Прочие доходы».

О. Заболонкова,

редактор журнала «Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

1 ноября 2008 г.

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2008 г.

По своей сути авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром. Посредством авиабилета пассажир получает право на услуги авиационной пассажирской перевозки. Приобретение авиабилетов осуществляется в туристической фирме или в авиакомпании. Сам по себе билет является документом  установленного образца.

Приобретение авиабилета может осуществляться в документарной и бездокументарной форме (электронный билет). Электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки (Письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. N 03-03-05/18).

В письмах Минфина России от 18 января 2010 г. N 03-03-07/2, от 5 февраля 2010 г. N 03-03-07/4 определен перечень подтверждающих документов при оформлении авиабилета в электронном виде. Подтверждающими документами являются:

в части произведенных расходов по оплате:

— чек контрольно-кассовой техники;

— слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

— подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

— или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

в части факта произведенной перевозки:

— распечатка электронного документа — электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

В Письме Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-07/6 специалисты финансового ведомства заявили, что все первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таким образом, если авиабилет, чеки, другие документы составлены на иностранном языке, они должны быть переведены на русский. Вместе с тем, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть переведены реквизиты, необходимые для признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Однако не требуется перевода иной информации, не имеющей существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условий применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа, иной информации).

В письме Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/170 Минфин России указал, что в качестве подтверждающего документа по требованию пассажира авиаперевозчиком  может быть оформлена архивная справка. В архивной справке содержатся подробные данные (Ф.И.О. пассажира, направление, номер рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость.

Ýëåêòðîííûé áèëåò â ïðàêòèêå ðàñ÷åòîâ ñ ïîäîò÷åòíûìè ëèöàìè

Ñ 1 èþíÿ 2008 ãîäà êðóïíåéøèå àâèàêîìïàíèè ìàññîâî ââîäÿò ýëåêòðîííûå áèëåòû.

Ýëåêòðîííûé áèëåò (e-ticket) — ýòî ðàñïå÷àòàííàÿ íà áóìàãå ìàðøðóò-êâèòàíöèÿ, êîòîðàÿ âûäàåòñÿ ïîñëå îïëàòû áðîíèðîâàíèÿ. Èíôîðìàöèÿ, ðàíåå îòîáðàæàåìàÿ íà áóìàæíîì áèëåòå, ÿâëÿâøèìñÿ áëàíêîì ñòðîãîé îò÷åòíîñòè, òåïåðü ïå÷àòàåòñÿ íà îáû÷íîì ëèñòå áóìàãè. Ýëåêòðîííûé áèëåò ñëóæèò ïîäòâåðæäåíèåì äîãîâîðà âîçäóøíîé ïåðåâîçêè. Ïðè ðåãèñòðàöèè íà ðåéñ äîñòàòî÷íî ïðåäúÿâëåíèÿ äîêóìåíòà, óäîñòîâåðÿþùåãî ëè÷íîñòü, ïî êîòîðîìó áûë îôîðìëåí ýëåêòðîííûé áèëåò.

Îñíîâíîå îòëè÷èå ýëåêòðîííîãî áèëåòà îò áóìàæíîãî — ýòî òî, ÷òî ýëåêòðîííûé õðàíèòñÿ â áàçå äàííûõ ïåðåâîç÷èêà, ÷òî â èäåàëå èñêëþ÷àåò âîçìîæíîñòü åãî êðàæè èëè ïîòåðè.

Ôîðìà ýëåêòðîííîãî ïàññàæèðñêîãî áèëåòà è áàãàæíîé êâèòàíöèè â ãðàæäàíñêîé

àâèàöèè óòâåðæäåíà ïðèêàçîì Ìèíòðàíñà Ðîññèè îò 08.11.2006 N 134. Ýòèì äîêóìåíòîì óñòàíîâëåíî, ÷òî ìàðøðóò-êâèòàíöèÿ ýëåêòðîííîãî ïàññàæèðñêîãî áèëåòà è áàãàæíîé êâèòàíöèè äîëæíà áûòü îôîðìëåíà íà óòâåðæäåííîì â êà÷åñòâå áëàíêà ñòðîãîé îò÷åòíîñòè ïàññàæèðñêîì áèëåòå è áàãàæíîé êâèòàíöèè.  ñëó÷àå åñëè ìàðøðóò-êâèòàíöèÿ îôîðìëåíà íå íà áëàíêå ñòðîãîé îò÷åòíîñòè, äîïîëíèòåëüíî äîëæåí áûòü âûäàí äîêóìåíò, ïîäòâåðæäàþùèé ïðîèçâåäåííóþ îïëàòó ïåðåâîçêè, îôîðìëåííûé íà óòâåðæäåííîì áëàíêå ñòðîãîé îò÷åòíîñòè èëè îôîðìëåííûé ïîñðåäñòâîì êîíòðîëüíî-êàññîâîé òåõíèêè ÷åê.

Ìàðøðóò-êâèòàíöèÿ â ñëó÷àå ïðèîáðåòåíèÿ ýëåêòðîííîãî áèëåòà îôîðìëÿåòñÿ è âûäàåòñÿ îáÿçàòåëüíî è äîëæíà âêëþ÷àòü ñëåäóþùóþ èíôîðìàöèþ î ïåðåâîçêå ïàññàæèðà è áàãàæà:

— ñâåäåíèÿ î ïàññàæèðå (äëÿ âíóòðåííèõ ïåðåâîçîê — ôàìèëèÿ, èìÿ, îò÷åñòâî, íàèìåíîâàíèå, ñåðèÿ è íîìåð äîêóìåíòà, óäîñòîâåðÿþùåãî ëè÷íîñòü; äëÿ ìåæäóíàðîäíûõ ïåðåâîçîê — ôàìèëèÿ, äðóãèå ñâåäåíèÿ, ïðåäóñìîòðåííûå ìåæäóíàðîäíûìè íîðìàìè);

— íàèìåíîâàíèå è (èëè) êîä ïåðåâîç÷èêà; íîìåð, äàòà è âðåìÿ îòïðàâëåíèÿ ðåéñà; íàèìåíîâàíèå è (èëè) êîäû àýðîïîðòîâ/ïóíêòîâ îòïðàâëåíèÿ è íàçíà÷åíèÿ äëÿ êàæäîãî ðåéñà; òàðèô; ýêâèâàëåíò òàðèôà (åñëè ïðèìåíÿåòñÿ); èòîãîâàÿ ñòîèìîñòü ïåðåâîçêè; ôîðìà îïëàòû; ñáîðû (åñëè ïðèìåíÿþòñÿ); íàèìåíîâàíèå è (èëè) êîä êëàññà áðîíèðîâàíèÿ; êîä ñòàòóñà áðîíèðîâàíèÿ; äàòà îôîðìëåíèÿ; íàèìåíîâàíèå àãåíòñòâà/ïåðåâîç÷èêà, îôîðìèâøåãî áèëåò; íîðìà áåñïëàòíîãî ïðîâîçà áàãàæà (ïî óñìîòðåíèþ); óíèêàëüíûé íîìåð ýëåêòðîííîãî áèëåòà.

 ñëó÷àå óòåðè ðàñïå÷àòêè ýëåêòðîííîãî áèëåòà (ìàðøðóò-êâèòàíöèè) ïàññàæèð ñìîæåò çàíÿòü ìåñòî â ñàìîëåòå, ïðåäúÿâèâ íà ðåãèñòðàöèè òîëüêî ñâîé ïàñïîðò è, åñëè ïîòðåáóåòñÿ, ïîäòâåðæäåíèå ôàêòà îïëàòû. Óòåðÿííàÿ ìàðøðóò-êâèòàíöèÿ ìîæåò áûòü ðàñïå÷àòàíà è âûäàíà ïàññàæèðó ïî åãî ïðîñüáå.

Ïî ìíåíèþ Ìèíôèíà Ðîññèè, âûðàæåííîìó â ðÿäå ïèñåì (îò 27.12.2007 N 03-03-06/1/893, îò 11.10.2007 N 03-03-06/1/717, îò 07.09.2007 N 03-03-06/1/649, îò 27.08.2007 N 03-03-06/1/596, îò 17.07.2007 N 03-03-06/4/99), äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ôàêòè÷åñêè ïðîèçâåäåííûõ ðàñõîäîâ ïðè ïîåçäêå ñîòðóäíèêà ó÷ðåæäåíèÿ â êîìàíäèðîâêó ïðè ïîêóïêå ýëåêòðîííîãî áèëåòà íåîáõîäèìî

ïðåäîñòàâèòü ê îò÷åòó êàññîâûé ÷åê, êîòîðûé âûäàåòñÿ ïðè ïðèîáðåòåíèè ýëåêòðîííîãî áèëåòà çà íàëè÷íûé ðàñ÷åò, ìàðøðóòíóþ êâèòàíöèþ ýëåêòðîííîãî áèëåòà è îðèãèíàëû ïîñàäî÷íûõ òàëîíîâ. Ïðè áåçíàëè÷íîé îïëàòå ýëåêòðîííîãî áèëåòà ïîäòâåðæäåíèåì ïðèîáðåòåíèÿ áèëåòîâ ìîãóò áûòü ïëàòåæíîå ïîðó÷åíèå, íàêëàäíàÿ íà ïîëó÷åíèå áëàíêîâ ñòðîãîé îò÷åòíîñòè, ñ÷åò-ôàêòóðà. Ïîìèìî ïîñàäî÷íûõ òàëîíîâ ðàñõîäû ìîãóò èìåòü êîñâåííîå ïîäòâåðæäåíèå, â ÷àñòíîñòè ïðè íàëè÷èè äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ íàïðàâëåíèå ñîòðóäíèêà â êîìàíäèðîâêó, ïðîæèâàíèå â ãîñòèíèöå, îòìåòêè â ïàñïîðòå î ïåðåñå÷åíèè ãðàíèöû è èíûõ îïðàâäàòåëüíûõ äîêóìåíòîâ, îôîðìëåííûõ óíèôèöèðîâàííûìè ôîðìàìè ïåðâè÷íîé ó÷åòíîé äîêóìåíòàöèè è óäîñòîâåðÿþùèõ ôàêò ïðåáûâàíèÿ ðàáîòíèêà â êîìàíäèðîâêå.

Íà ïðàêòèêå, êàê ïðàâèëî, àâèàáèëåò ïðèîáðåòàåòñÿ â ýëåêòðîííîé ôîðìå ÷åðåç ñåòü Èíòåðíåò è îïëà÷èâàåòñÿ áåçíàëè÷íûì ïóòåì ñ êàðò-ñ÷åòà ÷åðåç áàíêîìàò èëè ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ ñèñòåìû web-money, êîãäà êàññîâûé ÷åê íà îïëà÷åííûé áèëåò íå âûäàåòñÿ. Êàêèå ìîãóò áûòü äîêóìåíòû, ïîäòâåðæäàþùèå ôàêò îïëàòû â òàêèõ ñëó÷àÿõ? ×åê áàíêîìàòà, ïîäòâåðæäàþùèé áåçíàëè÷íóþ îïëàòó ÷åðåç áàíêîìàò, âûïèñêà äâèæåíèÿ ïî áàíêîâñêîìó ñ÷åòó, ñ êîòîðîãî áûëà ïðîèçâåäåíà áåçíàëè÷íàÿ îïëàòà ýëåêòðîííîãî áèëåòà.

 âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïèñüìàõ ôèíàíñîâîãî âåäîìñòâà ãîâîðèòñÿ î ïîäòâåðæäåíèè ôàêòè÷åñêè ïðîèçâåäåííûõ ðàñõîäîâ äëÿ öåëåé ðàñ÷åòà íàëîãà íà ïðèáûëü. Íî çà íåèìåíèåì äðóãèõ ðàçúÿñíåíèé, íà íàø âçãëÿä, ìîæíî îñíîâûâàòüñÿ íà èçëîæåííîé â íèõ ïîçèöèè.

 ïèñüìå îò 10.06.2008 N Ä05-2331 Ìèíýêîíîìðàçâèòèÿ Ðîññèè ðàñêðûëî òåìó íàïðàâëåíèÿ ñîòðóäíèêîâ áþäæåòíûõ ó÷ðåæäåíèé â çàãðàíêîìàíäèðîâêè. Óêàçàíî, ÷òî åñëè äëÿ ýòîãî òðåáóåòñÿ ðàçìåñòèòü çàêàç íà çàêóïêó àâèàáèëåòîâ, òî âûáîð îðãàíèçàöèè-ïåðåâîç÷èêà äîëæåí îñóùåñòâëÿòüñÿ íà óñëîâèÿõ òîðãîâ. Ïðè ýòîì òîðãè íå ïðîâîäÿòñÿ, åñëè àâèàáèëåò ïîêóïàåò íåïîñðåäñòâåííî ñàì ñîòðóäíèê, à îðãàíèçàöèÿ âîçìåùàåò åìó ñîîòâåòñòâóþùèå ðàñõîäû.

Ïîñêîëüêó íà ñåãîäíÿøíèé ìîìåíò íîðìàòèâíî-ïðàâîâûìè àêòàìè íå ïðåäóñìîòðåí ïåðå÷åíü îïðàâäàòåëüíûõ äîêóìåíòîâ, êîòîðûå äîëæíû áûòü ïðåäñòàâëåíû äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ôàêòè÷åñêè ïðîèçâåäåííûõ ðàñõîäîâ äëÿ öåëåé

áþäæåòíîãî ó÷åòà, ó÷ðåæäåíèå äîëæíî ñàìîñòîÿòåëüíî îïðåäåëèòü ïåðå÷åíü òàêèõ äîêóìåíòîâ, êîòîðûå íåîáõîäèìî ïðèëîæèòü ê àâàíñîâîìó îò÷åòó, è óòâåðäèòü åãî ïðèêàçîì ðóêîâîäèòåëÿ. Íà íàø âçãëÿä, ìàðøðóò-êâèòàíöèé è ïîñàäî÷íûõ òàëîíîâ äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ êîìàíäèðîâî÷íûõ ðàñõîäîâ.

Íà ïðàêòèêå æå äîñòàòî÷íî ñëîæíî áóäåò ïåðåñòðîèòü ðàáîòó è íàëàäèòü äîêóìåíòîîáîðîò — êîìàíäèðîâàííûå ñîòðóäíèêè äîëæíû áóäóò ñîõðàíÿòü ïîñàäî÷íûé òàëîí, êîòîðûé ðàíåå âûêèäûâàëñÿ çà íåíàäîáíîñòüþ. Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìî íàïîìíèòü, ÷òî â ñîîòâåòñòâèè ñ ïóíêòîì 11 Ïîðÿäêà âåäåíèÿ êàññîâûõ îïåðàöèé â ÐÔ îò 22.09.1993 N 40 (óòâ. ïèñüìîì ÖÁ ÐÔ îò 04.10.1993 N 18) ïåðåäà÷à âûäàííûõ ïîä îò÷åò íàëè÷íûõ äåíåã îäíèì ëèöîì äðóãîìó çàïðåùàåòñÿ. Ïîýòîìó îïëàòà áèëåòà ñ êàðòû äðóãîãî ôèçè÷åñêîãî ëèöà íå äîïóñêàåòñÿ — íà ÷åêå ïðîñòàâëÿþòñÿ íîìåð ñ÷åòà è ôàìèëèÿ âëàäåëüöà áàíêîâñêîé êàðòû, ñ êîòîðîé ïðîèçâîäèòñÿ îïëàòà.

Äëÿ òîãî ÷òîáû èçáåæàòü êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèé, ïðåäëàãàåì ñäåëàòü ïàìÿòêó êîìàíäèðîâàííîìó ñîòðóäíèêó ïî ïîäãîòîâêå îïðàâäàòåëüíûõ äîêóìåíòîâ.

Íàäî îòìåòèòü, ÷òî, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî ðàáîòà ñ ýëåêòðîííûìè áèëåòàìè â íàñòîÿùèé ìîìåíò âûçûâàåò ìíîãî âîïðîñîâ, åñòü îïðåäåëåííûå ïîëîæèòåëüíûå ìîìåíòû.

Ê ïðèìåðó, ñåé÷àñ ñóùåñòâóåò äîâîëüíî ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðîáëåìà ñ ïåðåñûëêîé áèëåòîâ ïðèãëàøåííûõ ñïåöèàëèñòîâ — åñëè ìû ïðèãëàøàåì ñïåöèàëèñòà äëÿ ÷òåíèÿ ëåêöèé èç äðóãîãî ãîðîäà èëè ñòðàíû ñ îáÿçàòåëüñòâîì îïëàòèòü ïðîåçä ê ìåñòó ïðåïîäàâàíèÿ è îáðàòíî, òî âûíóæäåíû êîïèðîâàòü åãî îáðàòíûé áèëåò è ïðîñèòü âûñëàòü ïî âîçâðàùåíèè èç ïîåçäêè èñïîëüçîâàííûé ïðîåçäíîé äîêóìåíò. Ñ âíåäðåíèåì ýëåêòðîííûõ áèëåòîâ ìîæíî óñòàíîâèòü, ÷òî ïðèãëàøåííûé ñïåöèàëèñò ðàñïå÷àòûâàåò ìàðøðóò-êâèòàíöèþ â äâóõ ýêçåìïëÿðàõ (îäèí — äëÿ ïðèíèìàþùåé ñòîðîíû), ê îïëàòå ïðèíèìàåò ïîñàäî÷íûé òàëîí ïî ïðîåçäó ê ìåñòó ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé è êàññîâûé ÷åê, ïîäòâåðæäàþùèé îïëàòó ïðîåçäà, èçáåæàâ òåì ñàìûì âîçìîæíîé óòåðè äîêóìåíòîâ ïðè ïåðåñûëêå èëè ïðîñòîé çàáûâ÷èâîñòè.

Ðàñõîäû

ïî ïðèîáðåòåíèþ áèëåòîâ íà ïðîåçä ëþáûìè âèäàìè òðàíñïîðòà, à òàêæå âîçâðàò äåíåæíûõ ñóìì, óïëà÷åííûõ çà ïåðåâîçêó, ñëåäóåò îòðàæàòü ïî ïîäñòàòüå 222 “Òðàíñïîðòíûå óñëóãè“.

Ñ ââåäåíèåì ýëåêòðîííîé ôîðìû áèëåòà, êîòîðûé ðàñïå÷àòûâàåòñÿ íà îáû÷íîì ëèñòå áóìàãè è áîëüøå íàïîìèíàåò ïèñüìî, ïðèøåäøåå ïî e-mail, ó ìåíÿ âîçíèê âîïðîñ îá îòðàæåíèè â ó÷åòå äàííûõ áèëåòîâ ïðè ïðèîáðåòåíèè èõ ó÷ðåæäåíèåì ïî áåçíàëè÷íîìó ðàñ÷åòó.  íàñòîÿùèé ìîìåíò áèëåòû áðîíèðóþòñÿ, îïëà÷èâàþòñÿ ñ ëèöåâîãî ñ÷åòà â Êàçíà÷åéñòâå, ïîëó÷àþòñÿ óïîëíîìî÷åííûì ëèöîì â öåíòðàëèçîâàííîì ïîðÿäêå è ïðèõîäóþòñÿ â êàññó ó÷ðåæäåíèÿ êàê äåíåæíûé äîêóìåíò, çàòåì ïî ðàñõîäíîìó îðäåðó âûäàþòñÿ ïîä îò÷åò ñîòðóäíèêó, íàïðàâëÿåìîìó â êîìàíäèðîâêó. Íî ýòè áèëåòû ðàñïå÷àòàíû íà áëàíêå ñòðîãîé îò÷åòíîñòè è ÿâëÿþòñÿ äåíåæíûì äîêóìåíòîì. Ýëåêòðîííûé áèëåò, îïëà÷åííûé áåçíàëè÷íûì ïóòåì è âûäàâàåìûé êîìàíäèðîâàííîìó ñîòðóäíèêó â êà÷åñòâå ìàðøðóòíîé êâèòàíöèè, íà ìîé âçãëÿä, âûäàåòñÿ íå ÷åðåç êàññó.

Äàííàÿ îïåðàöèÿ ìîæåò áûòü îòðàæåíà ñëåäóþùèì îáðàçîì:

Äåáåò 0 208 05 560 / Ñîòðóäíèê
Êðåäèò 0 302 05 730 / Àâèàïåðåâîç÷èê.

Îáðàçåö

 äîïîëíåíèå ê ïðèêàçó îá ó÷åòíîé ïîëèòèêå.

 ñâÿçè ñ ââåäåíèåì íîâîé áåçäîêóìåíòàðíîé ôîðìû ïàññàæèðñêèõ áèëåòîâ íà àâèàïåðåâîçêè ïðèêàçûâàþ âíåñòè äîïîëíåíèå â ïóíêò 3.5 ïðèêàçà îá ó÷åòíîé ïîëèòèêå:

1. Ó÷ðåæäåíèå âîçìåùàåò êîìàíäèðîâàííîìó ñîòðóäíèêó ðàñõîäû, ñâÿçàííûå ñ ïðîåçäîì ê ìåñòó êîìàíäèðîâêè è îáðàòíî, â ïðåäåëàõ ñòîèìîñòè ïðîåçäà, ïîäòâåðæäåííûõ ïðîåçäíûìè äîêóìåíòàìè. Ïðîåçäíûå äîêóìåíòû, îôîðìëåííûå â âèäå ýëåêòðîííûõ ïàññàæèðñêèõ áèëåòîâ, äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü òðåáîâàíèÿì, óñòàíîâëåííûì ïðèêàçîì Ìèíòðàíñà Ðîññèè îò 08.11.2006 N 134. Èòîãîâàÿ ñòîèìîñòü ïåðåâîçêè è ôîðìà îïëàòû äîëæíû áûòü óêàçàíû â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå.  ñëó÷àå íàëè÷íîé îïëàòû ýëåêòðîííîãî áèëåòà äîëæåí áûòü ïðåäñòàâëåí äîêóìåíò, ïîäòâåðæäàþùèé îïëàòó ïðîåçäà, îôîðìëåííûé áëàíê ñòðîãîé îò÷åòíîñòè èëè ÷åê êîíòðîëüíî-êàññîâîé òåõíèêè, ïðè îïëàòå áèëåòà ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàòåæíîé êàðòû — ÷åê

êîíòðîëüíî-êàññîâîé òåõíèêè. Ïðè îïëàòå áèëåòà ÷åðåç âåá-ñàéòû àâèàêîìïàíèé ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàòåæíîé êàðòû ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ðàñïå÷àòêà ëèöåâîãî ñ÷åòà, ïîäòâåðæäàþùàÿ ñïèñàíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ ñî ñ÷åòà â îïëàòó àâèàïåðåëåòà. Ê ïåðâè÷íûì ó÷åòíûì äîêóìåíòàì, ïîäòâåðæäàþùèì ðàñõîäû íà ïðîåçä, îòíîñÿòñÿ ïîñàäî÷íûå òàëîíû, íà êîòîðûõ äîëæíû áûòü óêàçàíû äàòà ïîåçäêè, íîìåð ðåéñà.  ñëó÷àå óòåðè ïîñàäî÷íîãî òàëîíà îïëàòà ïðîåçäà îïëà÷èâàåòñÿ èñõîäÿ èç ñòîèìîñòè ïðîåçäà æåëåçíîäîðîæíûì òðàíñïîðòîì â ïëàöêàðòíîì âàãîíå. Îïëàòà ýëåêòðîííîãî áèëåòà ïîñðåäñòâîì ïëàòåæíîé (áàíêîâñêîé) êàðòû, âëàäåëüöåì êîòîðîé ñîòðóäíèê íå ÿâëÿåòñÿ, íå äîïóñêàåòñÿ.

Ã.À. Ñåëåçíåâà,

çàì. ãëàâíîãî áóõãàëòåðà Òîìñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà

“Ñîâåòíèê áóõãàëòåðà áþäæåòíîé ñôåðû“, N 8, àâãóñò 2008 ã.


Adblock
detector