Авиабилеты это бланк строгой отчетности

Вопрос: подскажите, пожалуйста, какие бланки строгой отчетности применяются при реализации авиа - и ж/д билетов?ответ: если турфирма реализует авиа или

Авиабилеты это бланк строгой отчетности

ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, какие бланки строгой отчетности применяются при реализации авиа — и ж/д билетов?ОТВЕТ: Если Турфирма реализует авиа или ж/д-билеты, оформленные традиционным способом, в виде выписанных билетов, то в этом случае бланки авиа- и железнодорожных билетов являются бланками строгой отчетности. Поэтому при их реализации можно не применять ККТ. Достаточно составить отчет о движении бланков, приложить копии проездных билетов. Если вознаграждение Турфирмы за реализацию билетов не вошло в общую сумму, указанную в билете, то оно оформляется на специальном бланке «квитанции разных сборов» (КРС). Данные квитанции также являются бланками строгой отчетности. Если турфирма самостоятельно устанавливает комиссию (надбавку) к стоимости билета, то оплата данной комиссии оформляется с применением ККТ.
Для электронного билета существуют специальные формы. Так, форма электронного авиабилета утверждена п. 1 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134, а форма электронного железнодорожного билета — п. 1 Приказа Минтранса России от 23.07.2007 N 102. Авиабилет имеет следующую структуру: электронный полетный купон (число купонов может составлять от 1 до 4 — в зависимости от количества рейсов), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут-квитанции является обязательным. Электронные купоны (полетный, контрольный и агентский) должны содержать следующую информацию: наименование и (или) код перевозчика, номер, дату и время отправления рейса, наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса, код класса и статуса бронирования. В маршрут-квитанции, помимо информации, аналогичной той, что отражена в купонах, указываются сведения о пассажире (фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); тариф (если применяется — эквивалент тарифа); итоговая стоимость перевозки; форма оплаты; сборы (если применяются); наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
В соответствии с п. 2 Приказа N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. Если маршрут-квитанция оформлена не на бланке строгой отчетности, то должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный посредством контрольно-кассовой техники, чек.

    Хотели бы вы поехать в тур за зарубежной вакциной ради «пропуска» за границу?

    архив

Авиабилеты это бланк строгой отчетности

По своей сути авиабилет является договором перевозки между авиакомпанией и пассажиром. Посредством авиабилета пассажир получает право на услуги авиационной пассажирской перевозки. Приобретение авиабилетов осуществляется в туристической фирме или в авиакомпании. Сам по себе билет является документом  установленного образца.

Приобретение авиабилета может осуществляться в документарной и бездокументарной форме (электронный билет). Электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки (Письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. N 03-03-05/18).

В письмах Минфина России от 18 января 2010 г. N 03-03-07/2, от 5 февраля 2010 г. N 03-03-07/4 определен перечень подтверждающих документов при оформлении авиабилета в электронном виде. Подтверждающими документами являются:

в части произведенных расходов по оплате:

— чек контрольно-кассовой техники;

— слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

— подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

— или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

в части факта произведенной перевозки:

— распечатка электронного документа — электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

В Письме Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-07/6 специалисты финансового ведомства заявили, что все первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таким образом, если авиабилет, чеки, другие документы составлены на иностранном языке, они должны быть переведены на русский. Вместе с тем, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть переведены реквизиты, необходимые для признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Однако не требуется перевода иной информации, не имеющей существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условий применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа, иной информации).

В письме Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/170 Минфин России указал, что в качестве подтверждающего документа по требованию пассажира авиаперевозчиком  может быть оформлена архивная справка. В архивной справке содержатся подробные данные (Ф.И.О. пассажира, направление, номер рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость.

В настоящее время практически любому бухгалтеру приходится сталкиваться со служебными командировками сотрудников организации: оформлением соответствующих первичных документов и принятием к учету (бухгалтерскому и налоговому) командировочных расходов.

Неотъемлемой частью командировочных расходов является оплата стоимости проезда работника до места командировки и обратно. До недавнего времени, в отличие, например, от оплаты и налогообложения суточных, возмещение стоимости железнодорожных и авиабилетов не вызывало у учетных работников особых затруднений.
Проблемы стали возникать тогда, когда среди авиакомпаний стала распространяться практика оформления электронных билетов. Первыми с ней столкнулись бухгалтеры тех организаций, чьи сотрудники вынуждены были приобретать авиабилеты на внутренние рейсы иностранных авиакомпаний в зарубежных странах.

В России же сначала в 2006 г. был издан Приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», а окончательно электронный билет был «узаконен» Федеральным законом от 01.12.2007 N 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации».

Теперь в действующей редакции Воздушного кодекса РФ определено, что авиационный билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки пассажиров. Законом допускается, что авиационный билет, а также багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Содержащаяся в электронном билете информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме и имеет определенную структуру, утвержденную Распоряжением Минтранса России от 29.08.2001 N НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации».

Структура электронного билета включает электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетных купонов может составлять от 1 до 4), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут/квитанцию.
Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.
При этом электронный полетный, электронный контрольный и электронный агентский купоны электронного билета содержат обязательную информацию о перевозке пассажира и багажа, включая дату отправления рейса, наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса.

Маршрут/квитанция электронного билета включает информацию о перевозке пассажира и багажа, в том числе:
— сведения о пассажире (для внутренних перевозок — фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок — фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами);
— дату отправления рейса;
— наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
— итоговую стоимость перевозки;
— сборы (если применяются);
— наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
— норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
— уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция оформляется и выдается обязательно. Приказом Минтранса России предусмотрено два способа оформления маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции:
— на утвержденных в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции;
— в произвольной форме, но дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, составленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

В том случае, если маршрут/квитанция электронного билет выведена на бланк строгой отчетности, то никаких затруднений в работе учетных работников не возникает. Действует отработанная схема работы с обычными авиабилетами. Однако на практике наибольшее распространение получил как раз второй вариант оформления электронных билетов — в произвольной форме, позволяющий авиакомпаниям и билетным агентствам экономить время и деньги при продаже авиационных билетов.

Авиабилет, распечатанный на обычном листе бумаги, хотя и полностью соответствующий действующему российскому законодательству в области авиаперевозок, породил определенную полемику о том, какие же документы должны быть представлены в бухгалтерию вместо традиционного авиабилета, выписанного на бланке строгой отчетности установленной формы, для правомерного включения стоимости перевозки в налоговую базу по налогу на прибыль. Дело в том, что на основании п. 1 ст. 252 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные одними из следующих документов:
— документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;
— документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, носящие производственный характер и включающие в том числе оплату проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Следует отметить, что независимо от способа оформления авиабилета служебная командировка подразумевает подготовку по унифицированным формам целого ряда первичных учетных документов (в частности, приказа о направлении работника в командировку, служебного задания, командировочного удостоверения и т.п.), и в дальнейшем, рассматривая вопрос о подтверждении расходов на авиаперевозку, оформленную в электронном виде, мы исходим из того, что все эти документы составлены в организации в установленном порядке.

Если рассмотреть существующую на данный момент практику обращения организаций за разъяснениями в компетентные органы, то их позицию, сформулированную в различных Письмах, можно обобщить следующим образом: помимо унифицированных форм следует иметь:
— распечатку электронного билета на бумажном носителе;
— посадочный талон с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета);
— чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.

Как альтернатива перечисленным документам рассматривается маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете.

Тем не менее указанный перечень не закреплен официальным нормативным документом, равно как пока отсутствует практика судебных споров по оформлению таких расходов, поэтому организациям необходимо самостоятельно продумать и закрепить в своих внутренних документах порядок документального оформления и учета расходов по электронным билетам. Зависеть он будет во многом от того, каким образом приобретаются авиабилеты по служебным командировкам.

Одним из вариантов является приобретение авиабилетов непосредственно подотчетным лицом. В этом случае при подготовке к служебной командировке составляется приблизительная смета предстоящих командировочных расходов, подотчетному лицу выдаются наличные денежные средства, на которые он приобретает билеты, а потом уже работник отчитывается по авансовому отчету.

При такой схеме обеспечения сотрудников авиабилетами, по нашему мнению, в бухгалтерию прежде всего необходимо требовать распечатанную маршрут/квитанцию электронного билета (т.е. распечатку электронного билета на бумажном носителе), а также документ, подтверждающий оплату, — при наличном расчете это будет чек контрольно-кассовой техники.
Причем приложенный документ на оплату должен соответствовать информации, содержащейся в тексте электронного билета. Иначе понесенные расходы не могут быть приняты к учету.

На практике проблема заключается в том, что иногда партнеры (как правило, иностранные) осуществляют помощь в предварительном бронировании авиабилетов, особенно это касается внутренних зарубежных перелетов, в результате чего на распечатке электронного билета может стоять или «безналичная оплата», или ссылка на оплату по «чужой» пластиковой карте либо отметка о принятии наличных денег от «иного юридического лица». Поэтому во избежание спорных ситуаций необходимо проводить четкий инструктаж сотрудников организации и зафиксировать все требования к представляемым отчетным документам во внутреннем распорядительном документе, с которым сотрудников знакомят под роспись.

Что касается бухгалтерских записей, то при таком варианте они не отличаются от традиционных:
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 50 «Касса» —
выданы денежные средства под отчет на командировочные расходы;
Д-т счетов учета затрат/расходов (в зависимости от назначения командировки)
К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» —
отражены командировочные расходы на основании утвержденного руководителем авансового отчета.

Другим вариантом обеспечения сотрудников авиабилетами при направлении их в служебные командировки является приобретение билетов организацией через специализированные агентства, с которыми заключены соответствующие договоры, по безналичному расчету.
При такой схеме отсутствуют проблемы, связанные с подтверждением факта оплаты перевозки, — в распоряжении учетного работника имеются платежные поручения, выписки банков, акты сверки взаиморасчетов с агентством по приобретаемым билетам. Кроме того, организация получает в свое распоряжение дополнительные первичные документы (накладные), подтверждающие маршрут и стоимость авиаперевозки.
При всех плюсах данной схемы с электронными билетами возникают проблемы, связанные с отражением операций на счетах бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено, что оплаченные авиабилеты учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы» к счету 50 «Касса». Поэтому традиционная схема учетных записей при приобретении авиабилетов по безналичному расчету выглядит следующим образом:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 50-3 «Денежные документы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
оприходованы в кассу полученные авиабилеты;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 50-3 «Денежные документы» — выданы под отчет авиабилеты.

В случае с электронным билетом возникает вопрос, насколько правомерно учитывать его в составе денежных документов, предполагающих наличие как минимум бланков строгой отчетности, тогда как по электронному билету имеется распечатка маршрут/квитанции в произвольной форме, которую можно произвольно копировать, а иногда и распечатывать по мере необходимости с сайта авиакомпании. Более того, при регистрации на рейсы зачастую командированному сотруднику необходимо знать лишь номер бронирования и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

В связи с этим использование для учета приобретенных электронных билетов субсчета 50-3 «Денежные документы» представляется необоснованным.
С другой стороны, оформив электронный билет, агентство выполнило свои обязательства перед клиентом, поэтому после получения накладной на билет необходимо закрыть задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для этих целей в качестве одного из вариантов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, может использоваться счет 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае рассмотренные выше учетные записи примут вид:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
отражена стоимость выписанных авиабилетов по накладной и маршрут/квитанции;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 97 «Расходы будущих периодов» —
отнесена на подотчетное лицо стоимость приобретенных авиабилетов по служебной командировке.

При анализе порядка бухгалтерского оформления получения и выдачи электронных билетов может возникнуть вопрос о том, допускается ли стоимость выписанного авиабилета относить сразу непосредственно на подотчетное лицо, иными словами, можно ли в рассматриваемой схеме сделать записи:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» —
оплачены авиабилеты по безналичному расчету;
Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» —
стоимость выписанного авиабилета отнесена на подотчетное лицо.

Однако, как показывает практика, такая схема имеет определенные неудобства. Дело в том, что зачастую производственные факторы диктуют необходимость изменения маршрутов командировки, переносы сроков, изменение авиарейсов. Все это приводит к необходимости сдачи/переоформления авиабилетов. Причем занимается этим далеко не всегда сотрудник, направляющийся в командировку. В крупных компаниях, как правило, существуют специалисты (отделы), обеспечивающие все взаимоотношения организации по поводу бронирования, выкупа, изменения авиабилетов.

Если же до момента отправления в командировку отнести стоимость авиабилета на подотчетное лицо, то тогда все изменения (сдачу, переоформление билетов) придется оформлять с помощью авансовых отчетов, к которым по своей сути сотрудник не будет иметь непосредственного отношения.

Именно поэтому вариант с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» до окончательного отправления работника в командировку кажется предпочтительнее.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе документального оформления отнесения на подотчетное лицо расходов по приобретенному авиабилету (см. указанную выше запись Д-т сч. 71 К-т сч. 97). Дело в том, что при выдаче из кассы авиабилетов на бланках строгой отчетности традиционно составлялись соответствующие первичные документы, например заполнялся журнал учета движения денежных документов, заверявшиеся подписями кассира и подотчетного лица. Как уже отмечалось, маршрут/квитанция в произвольной форме денежным документом не является, но, по нашему мнению, организации, приобретающей авиабилеты по безналичному расчету, необходимо выработать и закрепить в учетной политике форму документа, в котором под подпись командированного работника будет фиксироваться факт его получения/ознакомления с приобретенным для него авиабилетом. Это, с одной стороны, позволит избежать технических накладок и срывов командировок, когда по факту между отделами может передаваться не распечатка билета, а информация по бронированию в устной форме, а с другой стороны, подпись на документе повышает ответственность работника за представление в бухгалтерию установленного комплекта оправдательных документов.

Независимо от способа приобретения электронных авиабилетов хотелось бы остановиться на том, правомерно ли будет отказать работнику в принятии расходов по электронному авиабилету в том случае, если он не представил в бухгалтерию купон к посадочному талону. Иными словами, правомерно ли требовать с сотрудников обязательного представления посадочных талонов вместе с авансовым отчетом.

Выше мы уже отмечали, что посадочный талон (а на практике обычно после посадки в самолет на руках у пассажира остается отрывной купон к посадочному талону) изначально, по мнению Минфина России, являлся обязательным документом для принятия к налоговому учету стоимости проезда, оформленного электронным билетом.

На самом деле до появления электронных билетов посадочный купон не использовался для подтверждения расходов по проезду — в случаях с авиабилетами, оформленными на бланках строгой отчетности, контролирующие органы не требовали документального подтверждения «посадки пассажира в самолет».

Действительно, имея на руках распечатку маршрут/квитанции и документы, подтверждающие стоимость и оплату авиабилета, сам факт перелета по дате и месту легко подтвердить отметками в загранпаспорте о пересечении Государственной границы РФ, отметками о въезде в иностранное государство (если речь идет о загранкомандировке), счетами из гостиниц, отмеченным командировочным удостоверением и т.п.
Кроме того, непосредственно ст. 252 НК РФ оставила налогоплательщикам право подтверждать понесенные расходы косвенными документами.

Необходимо отметить, что с августа 2008 г. Минфин России в Информационном письме от 26.08.2008 «Об учете расходов на приобретение электронного билета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций», а также в ряде частных разъяснений по запросам организаций, соглашаясь с положениями ст. 252 НК РФ, приводит более гибкую позицию, согласно которой:
«…расходы при приобретении работником электронного авиа/железнодорожного билета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета, дата поездки)».
То есть можно сделать вывод о необязательности посадочного талона при условии наличия надлежаще оформленных упомянутых выше первичных документов. Тем не менее при таком подходе нужно быть готовым отстаивать свою позицию.

С другой стороны, если организация решает занять осторожную позицию и во избежание спорных ситуаций подтверждать расходы по авиаперевозкам с обязательным приложением посадочных талонов, требование о представлении посадочных талонов должно быть прямо прописано в локальных нормативных актах компании, с которыми сотрудники знакомятся под роспись.

Это связано с тем, что Трудовой кодекс РФ в ст. 167 определил, что работнику гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а в ст. 168 Трудового кодекса РФ прямо прописано, что работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, если представление посадочного купона прямо не закреплено локальным нормативным актом организации, отказ от возмещения стоимости перевозки может быть абсолютно правомерно оспорен работником.

Отдельно хочется отметить, что по запросу налоговых органов электронный перевозочный документ передается перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях либо представляется в виде выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Таким образом, при возникновении у налогового органа сомнений в факте осуществления перевозки законом ему предоставлена возможность самостоятельно и независимо от налогоплательщика подтвердить факт перевозки.

Ю.В.Щербинина
К. э. н.,
главный бухгалтер компании

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2009, N 10

2010 © Lowcosts.ru — копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

Бланки строгой отчетности являются официальными документами, которые могут подтвердить факт уплаты денежных средств, иначе их можно называть кассовыми чеками. Если у вас есть БСО, то это может свидетельствовать о том, что вы оплатили предоставленные вам услуги различного характера и в последующем сможете доказать это документально. К этой категории документов можно отнести чеки за покупки, оплаченные транспортные билеты, в том числе авиабилеты, путевки на отдых, билеты в театр и многое другое, что имеет официальный факт оплаты предоставленных услуг. Наверняка каждый хотя бы единожды сталкивался и использовал бланки строгой отчетности.

Разновидности бланков строгой отчетности

Но при этом не все знают, как происходит их заполнение и последующее хранение. А ведь БСО следует хранить обязательно, так как в момент возникших неприятностей могут потребоваться подобные документы, и именно для этого ведется учет бланков строгой отчетности.

Применение БСО

Согласно постановлениям законодательства Российской Федерации, каждый предприниматель, ведущий деятельность с расчетами или продажами товаров, обязан вести контроль движения средств с помощью кассовых машин. Стоит отметить, что только правительство Российской Федерации вправе разрешать отдельным категориям предприятий и фирм, ссылаясь на их производительность продукции и месторасположения, отменять использование подобных мер контроля финансового движения средств.

К этой категории могут относиться предприниматели, физические лица, различные учреждения и организации, не имеющие образования юридического лица, которое будет предоставлять должные услуги всему контингенту покупателей или потребителей разнообразных услуг. В этих случаях появляется возможность расчета между двумя сторонами без контрольно-кассовых машин (ККМ), но при этом потребителю услуг необходимо предоставить строгую отчетность, то есть документ в виде чека, где будет отображаться сумма за предоставленные услуги.

Согласование формы бланков строгой отчетности с ГМЭКНо предоставляемые чеки потребителю должны иметь установленную форму Министерством финансов РФ, и только при согласовании с контролерами по кассовым машинам. Применение бланков строгой отчетности требует выполнения 3 правил:

  1. Их используют организации, которые являются частными и оказывают свои услуги по продаже товаров населению РФ.
  2. Форма, применяемая для БСО, должна быть обязательно утверждена Министерством финансов, а также ее должны утвердить все заинтересованные министерства, ведомства, предприятия и организации.
  3. Обязательно согласование формы бланков строгой отчетности с Государственной межведомственной экспертной комиссией, которая ведет контроль кассовых машин (ГМЭК).

Все вышеизложенные требования к бланкам строгой отчетности являются основными, их нельзя нарушить или обойти. К тому же действующее законодательство другие правила не устанавливает.

Министерство финансов РФ утвердило некоторые виды таких бланков для использования в деятельности. Но также существует неутвержденное количество видов и форм БСО.

Когда ККТ необязательно?

Несколько видов организаций и предприятий могут и не использовать контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями. Рассмотрим основные категории, при которых использование ККТ может быть разрешено. К ним относят следующие:

Необязательность ККТ

  1. Строгой бланк отчетности может не выдаваться покупателю в случае продажи бумажной продукции, например глянцевых журналов, книг и газет. Но это может произойти только в том случае, если доля газетного товара будет составлять не менее 50% от всей реализуемой продукции в книжном ларьке.
  2. Осуществление продажи ценной документации.
  3. Реализация лотерейных билетов.
  4. Продажа талонов на проезд в общественном городском транспорте.
  5. Осуществление продажи питания и различных продуктов в общеобразовательных школах и всех приравниваемых организациях к ним.
  6. Торговля на рыночных ярмарках, базарах, палатках, павильонах и остальных местах, которые предназначены для показа с последующей торговлей продукции.
  7. Различная продовольственная продукция мелкого характера, а также непродовольственная. Но стоит заметить, что некоторые товары из этих категорий могут потребовать специального места хранения, ведь в момент нахождения на улице на продукцию может воздействовать неблагоприятная погода, что в последующем снизит качество и срок эксплуатации.
  8. Продажа продуктов питания в пассажирских вагонах.
  9. Осуществление торговли в сельской местности.
  10. Некрупные торговые заведения, у которых ассортимент сведен к минимуму (мороженое, безалкогольные напитки).
  11. Прием макулатуры и стеклотары. Но прием металлолома к этой категории не относится.
  12. Предоставляемые услуги служителями церкви, например различные обряды или церковные церемонии.
  13. Торговля из крупных цистерн (молоко, квас, рыба, масло).

Схема работы с кассовым аппаратомСтоит подчеркнуть, что использование ККТ может быть отменено в случае отдаленного местонахождения предприятия либо если оно находится в труднодоступном месте.

Но фирмы и предприятия, находящиеся в поселках городского типа, городах и районных центрах, от выдачи чеков с помощью контрольно-кассовой техники не освобождаются.

Они тоже обязаны вести учет по предоставленным услугам, прошедшим через кассовые аппараты.

Вид бланка строгой отчетности

БСО предназначены для заполнения в случае проведения денежных операций без ККТ. Это может быть использование средств банковского счета или расчетной банковской карты.

Это касается и квитанций, талонов, билетов, абонементов, путевок, проездных и всех остальных документов, которые в общем приравниваются к кассовым чекам.

Не стоит забывать про акт выполненных работ.

Рассмотрим, какую информацию должен содержать бланк строгой отчетности:

Схема учета БСО

  1. Наименование документации, в обязательном порядке должен присутствовать номер из 6 цифр и его серия.
  2. Правильное название хозяйствующего субъекта.
  3. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем (ИП), тогда в обязательном порядке необходимо указание вашей фамилии, имени и отчества.
  4. Настоящее местонахождение лица, который владеет имуществом и с его помощью осуществляет операции по реализации продукции потребителям.
  5. Идентификационный номер налогоплательщика.
  6. Наименование предоставляемой услуги или операции.
  7. Основная стоимость предоставления услуг или продажи товара. Сумма должна быть отображена в цифровом формате.
  8. Полученная оплата за товар или услуги.
  9. Данные, удостоверяющие личность человека, который проводил продажи или осуществлял ряд услуг. Еще достоверная личная подпись, заверенная мокрой печатью предприятия.
  10. Если есть дополнительная информация по предоставленным услугам, то ее тоже необходимо отображать в документе.

Порядок применения бланков строгой отчетностиИзготовить для использования бланки строгой отчетности можно с помощью услуг типографии.

Если вы предоставите в типографию образец желаемого бланка, то вам смогут сделать любое количество документов.

Но помните, что пользоваться БСО можно только установленной МФ РФ формы.

Осуществление учета документации

Каждый официально зарегистрированный предприниматель оформляет письменную договоренность с заказчиком о предоставлении услуг. В договоре прописаны все интересующие вопросы двух сторон и заверены личными подписями, мокрыми печатями. А необходимо это для ведения учета предоставленных услуг и движения денежных средств по системе крупнейших предприятий и организаций.

Заниматься работой по обработке предоставленных данных и всевозможных чековых документов должен бухгалтер предприятия, так как в его обязанности входит вести учет БСО, где отображаются суммы за предоставленные услуги. Проверка осуществляется следующим образом: сверка серии и номера документа, количество предоставленных услуг, находящихся в системе. Если все данные после проверки сошлись, необходимо сформировать такой бухгалтерский документ, как акт приемки, который визируется руководителем и после подписания прикрепляется к основному чету.

Бланк БСОПосле того как документ взят на учет, необходимо провести налоговые вычеты. Если вы являетесь малым предпринимателем или у вас небольшой бизнес, то можно воспользоваться

Упрощенной системой налогообложения (УСН). Если учет будет осуществляться по типографским экземплярам бланков, тогда необходимо завести журнал отчета по всем номерам и сериям документа.

Эта книга должна иметь нумерацию каждого листа и хорошую шнуровку основания, к тому же ее обязаны заверить личными подписями руководитель предприятия и главный бухгалтер. Подписи должны быть заверены печатью предприятия.

Специально разработанной формы книги учета БСО не существует, и это дает право создать самостоятельно более удобное содержание. Но если вы не хотите сами разрабатывать книгу, можно воспользоваться вариантом для бюджетников, который является специально установленной формой МФ РФ.

Осуществление ревизии и хранение

Обычно ревизия отчетной документации осуществляется в строго определенные сроки инвентаризации хранящихся в кассе предприятия денежных средств. Инвентаризация должна проходить следующим образом: осуществление проверки всего количества имеющихся бланков, проходящих по учету.

Бланк БСО-3Еще обращают внимание на вид бланка и то, какие номер и серию он имеет. Если на предприятии предусмотрено несколько рабочих мест по проверке БСО и ведению учета, проводится полная ревизия без особого исключения. Помните, что работники, ведущие учет по информации предоставленных услуг с отображением оплаты, считаются материально ответственными лицами.

Для того чтобы свести все данные по наличию и количеству всей документации, необходимо использовать форму ИНВ-16. Эта форма предназначена для отображения Инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности. Существующую форму ИНВ-16 утвердили в 1998 г. Госкомстатом.

Перед тем как осуществить инвентаризационные операции, с каждого материально ответственного лица берут расписки, которые вносят в часть заголовка инвентаризационной описи документации. Осуществление описи документации в обязательном порядке должно проводиться в отображении двух одинаково составленных документов.

Если во время инвентаризации попадаются документы с повторной нумерацией, тогда необходимо составить комплект с обязательным отображением общего количества бланков внутри. В случае смены материально ответственного лица опись обязана проводиться в трех документационных экземплярах.

Хранение бланков строгой отчетности обязано проводиться только в строго отведенных местах со специально оборудованными местами. Еще при хранении подобной документации следует рассмотреть меры безопасности от хищения или порчи.

Не стоит хранить документы в подвальных помещениях, так как из-за сырости за несколько лет они могут значительно испортиться.

Считается плохим вариантом для хранения и последний этаж здания, ведь в случае повреждения кровельного покрытия атмосферные осадки могут залить всю документацию. Все мешки в хранилище должны быть опечатаны и помечены датой. Хранение осуществляется на протяжении 5 лет.

Зная основное предназначение БСО и его все виды, можно осуществить правильный подбор документа для предоставления собственных услуг. И помните о правилах его использования, заполнения и хранения.


Adblock
detector