I шварц бланк опросник

Мы поможем в написании ваших работ! знаете ли вы? методика шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Под ценностями Шалом Шварц подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Методика Ш. Шварца

Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

В исследовании была использована вторая часть опросника, в которой были приведены описания некоторых людей. Испытуемому было необходимо согласиться или не согласиться с каждым из сорока утверждений, уточняя при этом обстоятельстве, насколько описываемый человек похож на испытуемого.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. При первичной обработке данных по каждой части оп­росника высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого. Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый – имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Десять основных человеческих ценностей, по мнению Ш. Шварца

 1. Власть. Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

 3. Гедонизм.

Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие.

4. Стимуляция.

Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность.

Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм.

Мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта.

Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах.

 8. Традиции.

Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре.

9. Конформность.

Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

 10. Безопасность.

Мотивационная цель этого типа – безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность. Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности.

Методика Шварца

Download

В. Н. Карандышев Методика Ш.Шварц

Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 — 70 с.

В. Н. КАРАНДАШЕВ Методика Шварца.pdf

Adobe Acrobat Document
934.1 KB

Download

Блак ответов ОПРОСНИК ЦЕННОСТЕЙ

БЛАНК для испытуемых / Методика Шварца для изучения ценностей личности

Бланк.docx

Microsoft Word Document
37.3 KB

Субъективное экономическое благополучие Хащенко В.А

Download

Субъективное экономическое благополучие

Экспериментальная психология, 2011, том 4, № 1, с. 106–127
Методика Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация Хащенко В.А

Хащенко Субъективное экономическое благо

Adobe Acrobat Document
2.2 MB

Download

ХАЩЕНКО В. А.

СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ,
Хащенко В. А.
2004, том 25, № 5, с. 32-49.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.doc

Microsoft Word Document
255.0 KB

Download

Бланк ответов

Бланк для заполнения СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Бланк Хащенко СЭБ.docx

Microsoft Word Document
30.0 KB

Ценностный опросник Шварца

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца. / Методика Шварца) применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

Под ценностями Шалом Шварц (Schwartz Shalom H.) подразумевал «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества (см. рис. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца)).  

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные  и  индивидуальные.  Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году.

При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу.

Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. /  Тест ценности Шварца):

Описание методики Шварца. Опросник Шварца состоит из двух частей. 

Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность.Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. 

Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

Первая часть опросника

Инструкция:

Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в Моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?» Ваша задача: оценить, насколько важна для Вас каждая ценность в качестве руководящего принципа в Вашей жизни.

Шкала для оценки:

  • 7 — исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две);
  • 6 — очень важная;
  • 5 — достаточно важная;
  • 4 — важная;
  • 3 — не очень важная;
  • 2 — мало важная;
  • 1 — не важная;
  • 0 — совершенно безразличная;
  • -1 — это противоположно принципам, которым Вы следуете.

До того, как Вы начнете, прочитайте список из 30 ценностей и выберите одну, которая наиболее важна для Вас, и оцените ее важность «7». Далее, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее -1, 0 или 1, согласно ее важности. Затем оцените оставшиеся ценности (от -1 до 7).

Тестовый материал — Список ценностей I:

1    РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2    ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой)

3    СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, доминантность)

4    УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5    СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

6    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не материальных вопросах)

7    ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение, что другие заботятся обо мне)

8    СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества)

9    ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление к новизне)

10    СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11    ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие манеры)

12    БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

13    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищенность своей нации от врагов)

14    САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную ценность)

15    УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов других людей, избегание конфронтации)

16    КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое воображение)

17    МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и конфликтов)

18    УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признанных традиций, обычаев)

19    ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная близость)

20    САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устойчивость к соблазнам)

21    ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное пространство)

22    БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ  (безопасность для близких)

23    СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, уважение других)

24    ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25    ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная проблемами, новизной и изменениями)

26    МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

27    АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командовать)

28    ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29    МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

30    СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых)

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Список ценностей II:

31    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32    СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)

33    ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34    ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)

35    ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)

36    СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)

37    СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38    ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39    ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40    УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41    ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)

42    ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43    СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)

44    ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45    ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46    СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47    ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)

48    УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49    ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50    НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, близостью, развлечениями и др.)

51    БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)

52    ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)

53    ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54    СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)

55    УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56    ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57    ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)

Вторая часть опросника

Инструкция:

Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Профиль личности 

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важно показать свои способности.   Он  хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.

5.   Для   него   важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.

6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно самому решать, что делать.   Ему   нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.

12.  Для   него   очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.

14.   Для   него   очень важна    безопасность его страны. Он считает,   что   государство должно  быть  готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для  него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18.  Для  него  важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для  него.  Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте.   Ему действительно   не   нравится беспорядок.

22.  Он  считает,  что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами   людей   на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется по­казать насколько он способный.

25. Он думает, что луч­ше   всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для  него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям   и   людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.

30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.

32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.

33.  Для  него  важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

34.  Для   него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми.     Он     старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью. Хорошо проводить   время   очень важно для него.

38.  Для  него  важно быть скромным.  Он старается не привлекать к себе внимание.

39.   Он   всегда  хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.

40.  Для  него  важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.

Ключ, обработка результатов, интерпретация методики Шварца.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

  • на уровне нормативных идеалов и
  • на уровне индивидуальных приоритетов.

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводитсяниже (в таблице 2). В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты шкалы

Очень похож на меня

Похож на меня 

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня 

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

Количество баллов

 4

 3

 2

 1

 -1

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом (см. таблица 2). Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Таблица 2. Ключ для обработки результатов

Тип ценностей

(10 основных ценностей)

Номера пунктов опросника

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

(уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

(уровень индивиду­альных приоритетов)

Конформность Conformity

11, 20, 40, 47

7, 16, 28, 36

Традиции Tradition

18, 32, 36, 44, 51

9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence

33, 45, 49, 52, 54

12, 18, 27, 33

Универсализм Universalism

1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38

3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction

5, 16, 31, 41, 53

1, 11,22,34

Стимуляция Stimulation

9, 25, 37

6, 15, 30

Гедонизм Hedonism

4, 50, 57

10, 26, 37

Достижения Achievement

34, 39, 43, 55

4, 13, 24, 32

Власть Power

3, 12, 27, 46

2, 17, 39

Безопасность Security

8, 13, 15, 22, 56

5, 14, 21, 31, 35

Интерпретация, описание ценностей.

Приведем краткое определение мотивационных типов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

—    власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

—    достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;

—    гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;

—    стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

—    самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;

—    универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

—    доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

—    традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

—    конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

—    безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1.    Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2.    Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3.    Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4.    Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5.    Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6.    Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7.    Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

8.    Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
9.    Конформность (Conformity). Определяющая мотивационная цель этого типа — сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
10.    Безопасность (Security). Мотивационная цель этого типа — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных — для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Рисунок. Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей (круг ценностей Шварца).

I шварц бланк опросник

Понятие ценностей подразумевает определенные, устоявшиеся жизненные принципы и ориентиры, которыми личность или социальная группа руководствуется в процессе принятия решений. Направляя и организуя нашу деятельность, они становятся важным мотиватором, дающим представление о фундаментальных потребностях человеческого существования.

 height=

В маркетинге понятие ценности напрямую связано с определением закономерностей потребительских предпочтений и выбора, что, в свою очередь, дает ключ к пониманию природы брендов и созданию сильных торговых марок. Одним из востребованных современных инструментов изучения ценностей является методика, предложенная четверть века назад израильским психологом Ш. Шварцем.

Ключевые аспекты методики Ш. Шварца

В конце 20 века, когда, казалось бы, сложно было сказать новое слово в вопросе изучения ценностей, профессор Ш. Шварц опроверг существовавшее мнение, предложив инновационный подход к пониманию мотивов человеческой деятельности. После масштабного исследования, проведенного в 1990-х гг. в 54 странах с привлечением свыше 44 тысяч человек, он разработал собственную методику, известную сегодня как тест ценности. В основу методики легли:

— концепция американского психолога М. Рокича о терминальных (ценных самих по себе)  и инструментальных (используемых как средство для достижения целей) ценностях;

— концепция самого Шварца о различиях ценностей по мотивационным целям.

В своих выводах исследователь опирался на идею о том, что базовые человеческие ценности, знакомые людям во всех культурах, представляют собой фундаментальные потребности человеческого существования и могут быть сгруппированы по десяти типам мотивационных целей:

Мотивационный тип

Терминальные цели

Инструментальные цели

Черты личности

1 Доброта (Benevolence) как забота о близких людях, их счастье и благополучии благополучие и здоровье близких полезный, ответственный, верный, честный заботливый, чуткий, отзывчивый, приветливый
2 Доминирование, или власть (Power) как социальный статус и демонстрация престижа богатство, авторитет, вес в обществе сохраняющий имидж обеспеченный, занимающий лидирующую позицию, стремящийся к богатству, престижный
3 Универсализм (Universalism) как всеобщее благополучие социальная справедливость, равенство, красота вокруг защищающий окружающую среду открытый чужим мнениям справедливый, толерантный, миролюбивый
4 Самостоятельность (SelfDirection) как самостоятельность в суждениях и поступках свобода, креативность самостоятельный, любознательный изобретательный, решительный, независимый
5 Достижение (Achievement) как личный успех общественное признание целеустремленный, влиятельный, успешный преуспевающий, прогрессивный, способный, честолюбивый
6 Стимуляция (Stimulation) как волнение и  новизна жизнь, насыщенная впечатлениями смелый, любящий риск рискующий, любящий приключения, азартный
7 Гедонизм (Hedonism) как стремление к удовольствию и наслаждению удовольствие наслаждающийся развлекающийся, любящий побаловать себя
8 Традиция (Tradition) как ответственность за существующие обычаи, идеи уважение традиций сдержанный, традиционный, благочестивый скромный, религиозный, консервативный
9 Конформность (Conformity) как недопущение действий и желаний, противоречащих социальным ожиданиям вежливость, самодисциплина уважительный, послушный правильный, соблюдающий дисциплину
10 Безопасность (Security) как безопасность и стабильность социальный порядок, безопасность государства, защищенность семьи чистоплотный, продуманный миролюбивый, ценящий стабильность, заботящийся о безопасности

Шварц предложил теорию, согласно которой ценности существуют на двух уровнях:

на уровне нормативных идеалов, отличающемся большим постоянством и определяющем убеждения человека в том, как следует поступать;

на уровне индивидуальных приоритетов, соотносящемся с конкретными поступками человека и более зависимом от внешней среды.

Данный аспект нашел отражение в процедуре проведения опросника, в который Шварц разбил на несколько частей:

  • Обзор ценностей (57 позиций)

Респондент оценивает каждое из представленных наименований по шкале от -1 до 7 баллов (включая 0), где 7 – «исключительно важно»;

  • Профиль личности (40 позиций)

Участнику теста предлагается оценить составленные коротко описания личности, которые характеризуют 10 типов ценностей, по шкале от =1 до 4, где 4 – «очень похож на меня».

Для обработки результатов опросника Шварц предложил специальные ключи, позволяющие высчитать средний балл, установить степень значимости того или иного типа ценности для испытуемого и выстроить ранговое соотношение всех десяти типов. Разработанная методика позволяет с достаточной точностью и достоверностью выделить ценности, важные для отдельной личности или целой социальной группы в наибольшей степени.

Использование опросника Шварца в маркетинге

Маркетологи достаточно быстро взяли опросник Шварца на вооружение, отметив его безусловные преимущества: возможность самостоятельной работы респондента с бланками, универсальность применения (индивидуально и в группе), понятность и простота (используется для испытуемых в возрасте от 14 лет), непродолжительность проведения (30-50 минут). Использование опросника открывает возможности для измерения области потребительских предпочтений в отношении бренда и/или товарной категории и определения общей мотивационной направленности торговой марки.


Adblock
detector